Я приглашаю вас в мастерскую слова, в которой мы вместе расскажем ребенку ,
о секретах нашей речи. Эти игры-занятия разработаны мной для работы с ребенком в домашних условиях. Каждая игра в непринужденной обстановке помогает решить несколько задач по совершенствованию определенных сторон речи. Выполнение заданий ребенком научат внимательно вслушиваться в обращенную речь, а речевые игры помогут развить у малыша умение анализировать слова на звуковом, слоговом, грамматическом, лексическом уровне. Это разовьет языковую чуткость, воображение, научит размышлять, а значит, будет способствовать развитию и совершенствованию речи и, конечно, мышления.
- Зрительная ориентировка: Звездное небо.
На столе разложены звезды всех цветов. На тыльной стороне каждой звезды рисунок – изображение обитателей планеты.
Чтобы добраться до конечной очки путешествия, необходимо следовать маршрутной карте – это последовательная цепочка звезд разного цвета.
Посмотри на небо. Там звезды. А космический корабль летит от планеты к планете. И у него свой маршрут. Кого или что он встретит на планетах, если он будет следовать маршрутной карте.
(Расскажите ребенку о перемещении космического корабля):
Мы начинаем свое путешествие с зеленой планеты, потом пролетаем мимо фиолетовой, оранжевой, желтой планет и попадаем на синюю.
(Ваша изобретательность поможет придумать различные правила игры, менять последовательность фигурок, самое главное – у ребенка будет развиваться зрительный анализ, пространственное и временное восприятие.)
2. Работа по деформированным предложениям. Определение вместе с ребенком ошибок в предложениях, исправление их.
На одной из планет оказалось послание. Его написали жители этой планеты –Синепланетяне
(Если планета желтая, то на ней обитают –желтопланетяне и т.д.)
Давай прочитаем.
ПЛАНЕТА ПРИВЕТСТВОВАТЬ ГОСТИ ЖИТЕЛИ |
КРАСНАЯ СКОРО ПОСЛАНЦЫ С ПЛАНЕТЫ ПРИЛЕТЕТЬ
БУДЕТ ВЕСЁЛЫЙ ПРАЗДНИК
3. Составление рассказа по сюжетной картине с картинками.
Давай для Синепланетян мы тоже приготовим послание о жизни наших ребят.
Нужно заменить на слова картинки.
У нас получился рассказ.
К Оле пришли гости . У Оли был день рождения.
Мама собрала в огороде овощи и приготовила салат из овощей.
Дети ели салат из овощей. Мама купила торт.
Дети ели торт и пили напитки: молоко, чай, сок.
Ребята собрались гулять. Вдруг набежала туча. В небе гром и молния.
Пошел дождь. Гулять нельзя. Прошёл дождь. В небе радуга стоит.
Дети увидели на поляне цветы. Катя и Вера собрали букет для Оли.
4. Анализ текста.
Из чего состоит рассказ, по-другому: ТЕКСТ? (из предложений).
Жители Синей планеты решили повторить этот рассказ
(взрослый читает текст БЕЗ ПАУЗ).
Чтение с паузами определение количества предложений.
ВЫВОД: рассказ состоит из предложений
5. Определение пауз предложений в тексте, закрепление роли точки.
Жители Синей планеты решили нас порадовать.
Они слетали к нам на Землю и решили передать на свою планету текст об осени. Давайте послушаем, ЧТО у них получилось.
Наступила. Осень идут. Проливные дожди дуют. Ветры трава желтеет. Цветы. Вянут, опадают листья.
Ты что-нибудь понял? А почему непонятно и не получился рассказ?
-Потому, что неправильно были сделаны паузы.
6. Давай им поможем и правильно сделаем остановки в конце каждого предложения. Покажи точку, если предложение закончилось. ( символ точки)
7. Анализ предложений и подсчет предложений, запись схем предложений на лист.
Синепланетяне могут передать на свою планету не больше 6 предложений.
Интересно, смогут ли они передать весь рассказ. Что надо сделать?
–Надо посчитать предложения.
8. Итог.
Как мы помогли жителям синей планеты? Что мы сегодня делали? О чем мы сегодня говорили?
Синепланетяне остались довольны и на память они оставили этот сувенир: молодец! Ты заслужил его!
Обучение составлению рассказа и пересказ текста целиком, помогают научить ребенка переходить от речи на уровне предложения к связной речи на уровне текста.
Задания такого плана дают детям представление о рассказе, учат анализировать текст, определять последовательность предложений в тексте. Готовя ребенка к овладению анализом предложения, мы помогаем ему грамматически правильно выражать свои мысли, тем самым подводим к работе над связной речью.