Согласование слов в предложении.

Я приглашаю вас в мастерскую слова, в которой мы вместе расскажем ребенку ,

о секретах нашей речи. Эти игры-занятия разработаны мной для работы с ребенком в домашних условиях. Каждая игра в непринужденной обстановке помогает решить несколько задач по совершенствованию определенных сторон речи. Выполнение заданий   ребенком    научат внимательно вслушиваться в обращенную речь, а  речевые игры   помогут развить  у малыша умение анализировать слова на звуковом, слоговом, грамматическом, лексическом уровне.    Это разовьет языковую чуткость, воображение, научит размышлять, а значит,  будет способствовать развитию и совершенствованию речи  и, конечно, мышления.

  1. Зрительная ориентировка: Звездное небо.

  На столе разложены звезды всех цветов. На тыльной стороне каждой    звезды  рисунок – изображение обитателей планеты.

Чтобы добраться  до конечной очки путешествия, необходимо следовать  маршрутной карте  – это последовательная цепочка звезд разного цвета.

     
 
     

 

 

Посмотри на небо. Там звезды. А космический корабль летит от планеты к планете. И у него свой маршрут. Кого или что  он встретит на планетах, если  он будет следовать маршрутной карте.

(Расскажите ребенку о перемещении космического корабля):

Мы начинаем свое путешествие с  зеленой планеты,  потом пролетаем мимо фиолетовой, оранжевой, желтой планет и попадаем на  синюю.

(Ваша изобретательность поможет придумать различные правила игры, менять последовательность фигурок, самое главное – у ребенка будет развиваться зрительный анализ, пространственное и временное  восприятие.)

 2. Работа по деформированным предложениям. Определение вместе с ребенком ошибок в предложениях, исправление их.

 На одной из планет   оказалось послание. Его написали жители этой планеты –Синепланетяне

(Если планета желтая, то на ней обитают –желтопланетяне и т.д.)

Давай прочитаем.

ПЛАНЕТА  ПРИВЕТСТВОВАТЬ  ГОСТИ  ЖИТЕЛИ

 

КРАСНАЯ   СКОРО  ПОСЛАНЦЫ    С ПЛАНЕТЫ      ПРИЛЕТЕТЬ

 

БУДЕТ  ВЕСЁЛЫЙ   ПРАЗДНИК

 

3.  Составление   рассказа по  сюжетной картине  с картинками.

 Давай для Синепланетян  мы тоже приготовим  послание о жизни  наших ребят.

Нужно заменить на слова картинки.

У нас получился рассказ.

К Оле пришли гости . У Оли был день рождения.

Мама собрала в огороде овощи  и приготовила салат из овощей.

Дети ели салат из овощей. Мама купила    торт.

Дети ели торт и пили напитки: молоко, чай, сок.

Ребята собрались гулять. Вдруг набежала   туча. В небе гром и  молния.

Пошел  дождь. Гулять нельзя. Прошёл дождь.  В небе     радуга   стоит.

Дети увидели  на поляне цветы.  Катя и Вера  собрали     букет   для Оли.

 

4. Анализ текста.

Из чего состоит рассказ, по-другому:  ТЕКСТ? (из предложений).

Жители Синей планеты решили повторить этот рассказ

(взрослый читает текст БЕЗ ПАУЗ).

Чтение с паузами определение количества предложений.

ВЫВОД: рассказ состоит из предложений

 

5.  Определение пауз предложений в тексте, закрепление роли точки.

 

Жители  Синей планеты решили нас порадовать.

Они слетали к нам на Землю и решили   передать на свою планету текст об осени. Давайте послушаем,  ЧТО  у них получилось.

Наступила. Осень идут. Проливные дожди дуют. Ветры трава желтеет. Цветы. Вянут, опадают листья.

Ты что-нибудь понял? А почему непонятно и не получился рассказ?

-Потому, что неправильно  были сделаны паузы.

6. Давай им поможем и правильно сделаем остановки в конце каждого предложения. Покажи точку, если предложение закончилось.  ( символ точки)

7. Анализ предложений и подсчет предложений, запись схем предложений на лист.

Синепланетяне могут передать на свою планету не больше 6 предложений.

Интересно, смогут ли они передать весь рассказ. Что надо сделать?

–Надо посчитать предложения.

8. Итог.

Как мы помогли жителям синей планеты? Что мы сегодня делали? О чем мы сегодня говорили?

Синепланетяне остались довольны и на память они оставили этот сувенир: молодец! Ты заслужил его!

 

Обучение составлению  рассказа  и  пересказ текста целиком, помогают научить ребенка переходить  от речи  на уровне предложения к связной речи на уровне текста.

Задания  такого плана дают  детям  представление о  рассказе, учат анализировать текст, определять последовательность предложений в тексте. Готовя ребенка к овладению анализом предложения, мы помогаем ему грамматически правильно выражать свои мысли, тем самым подводим   к работе над связной речью.

 .