Развитие мелкой моторики ребенка.

Становление двигательных функций продолжается до 5-6 летнего возраста.

Развитие мелкой моторики рук имеет непреходящее значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, выполнять пассивную (пальчиковую гимнастику, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Разминание, растирание

 

 

Потягивание пальцев

 

 

Вращение пальцев

За столом сидит Антошка

И в стакане крутит ложкой.

А зачем же, отвечай?

Просто он мешает чай.

Сопровождайте каждое движение и упражнение  стишком или придуманной Вами потешкой. Это развлечет малыша, сосредоточит на вашей речи, что, в свою очередь,  будет способствовать развитию словесного внимания.

В 3-5 летнем возрасте развитие моторики очень полезное и приятное занятие, великолепно активизирующее речевые центры мозга. Кроме того, такая работа имеет позитивное влияние на общее развитие и контакт между Вами и ребёнком.

Играя или занимаясь с ребенком, будьте терпеливы, не торопите его без особой необходимости, не спешите сделать что-то вместо него. Не забывайте, что многие действия он только осваивает, и для того чтобы они выполнялись легко и быстро, перешли в навык, потребуется время. Важно поддержать ребенка, помочь обрести уверенность в себе.

Эти  игры, упражнения на развитие мелкой моторики   направлены  на развитие координации движений кистей и пальцев рук. Они интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые варианты работы

ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

Пальчиковые игры
Мои пальцы все расскажут,
Все сумеют, все покажут

У тебя есть две руки,
Есть и десять пальчиков.
Десять ловких и веселых,
Быстрых чудо-мальчиков.
Будут-будут наши пальчики трудиться,

Не пристало чудо-мальчикам лениться!

«Лягушка»

Две лягушки на тропинке,
И у них озябли спинки.

«Дом и ворота»
На поляне дом стоит,
Ну а к дому путь закрыт.
Мы ворота открываем,
В этот домик приглашаем.

«Домик».
— Раз, два, три, четыре, пять.

 

(Разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого)
Вышли пальчики гулять.
(Ритмично разжимаем все пальцы вместе.)
— Раз, два, три, четыре, пять

 

(Сжимаем поочередно широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца.)
— В домик спрятались опять.
(Возвращаемся в исходное положение.)

 

Замок.

На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
(Быстрое соединение пальцев в замок.)
-Потянули.
(Пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны.)
— Покрутили.
(Выполняются волнообразные движения кистями рук.)
— Постучали.
(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладошками друг о дружку.)
— И открыли! (Пальцы расцепились.)

ножки

Вот бегут босые ножки

Прямо к речке по дорожке.

Указательный и средний пальцы правой, затем левой руки «ходят» по столу.

БАРАБАНЩИКИ

Твои пальчики-барабанщики,

Там-там-там!

Тук-тук-тук!

Раздается звонкий стук.

Подушечки правой и левой руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола, как игра на пианино.

Если движения недостаточно четки, ваше вмешательство, замечания, поторапливания будут только мешать ребенку, сбивать, сделают его суетливым, менее организованным. Позвольте Вашему малышу самому справиться с заданием, даже если поначалу получается не совсем ловко.

Для развития мелкой моторики   детям предлагается различные виды деятельности. Будьте изобретательны: постарайтесь придумать такие ситуации и игры, которые будут занимательны и интересны ребенку:

  • Лепка из пластилина, соленого теста
  •  Игры с крупами, различными материалами:

Насыпьте   в глубокую, широкую емкость несколько видов крупы (гречку, рис, чечевицу, горох и др. виды  крупы). Лучшим эффектом для тактильных ощущений пальчиков ребенка обладает  неоднородная крупа  с неровными краями. Спрячьте в эту смесь мелкие фигурки, предварительно показав каждую игрушку-фигурку ребенку. Обыграйте эти игрушки.

Используя этот  атрибут,  придумайте  игры, позволяющие  достичь  различные цели:

Найти  все фигурки в крупе;

отгадать  загадку и достань отгадку из крупы;

найти  сначала все треугольники, а потом все квадраты….

  • Ваша изобретательность сможет разнообразить знакомый привычный  предмет для решения различных дидактических целей, а Вашему ребенку доставит немыслимое удовольствие и расслабление.
  • На кухне: ребёнок может перебирать гречку, рис, пшено, насыпать сахар в сахарницу, соль в солонку. Научите его растирать, размешивать, взбалтывать, отливать, подливать, переливать. Важно, чтобы он научился держать ложку, вилку, нож, самостоятельно размешивать сахар в чашке, аккуратно наливать чай из чашки в блюдце. Ребёнку доставит удовольствие раскатывание теста, раскладывания начинки и лепка пельменей, вареников.
  •  Ребенок должен научиться различать различные «материалы» на ощупь.
  • На прогулке: где бы вы ни находились,  предоставьте ребёнку возможность поближе познакомиться с песком, глиной, водой, снегом. Поощряйте стремление ребёнка строить башни и крепости из песка, возводить снежные городки, рисовать пальцем или палочкой на песке, глине (аналогичные «письмена» получатся на рассыпанной по столу манке и муке) и т.д.  Попросите  ребенка закрыть глаза, потрогать ладошкой содержимое мешочка и отгадать, что там лежит? Пусть попробует описать свои ощущения. На что это похоже?

Занятия покажутся более увлекательными, если будут связаны со знакомым ребенку сказочным сюжетом. Вместе с ним слепите Колобка, пирожки, которые несла бабушке Красная Шапочка, или те, которыми прикрылась в корзинке Машенька из сказки «Машенька и медведь».

  • Игры с пуговицами, бусинками, плоскостными фигурами, шнуровки. На первый взгляд, многие из этих бытовых умений не имеют никакого отношения к школьной деятельности, но в действительности являются для нее базовыми, так как формируют ручную умелость. Кроме того, следует отметить, что, приобретая навыки самообслуживания, домоводства, работы в саду или огороде, ребенок общается со взрослыми, овладевает речью.
  • Мозаики,   конструкторы, лего — конструкторы,  паззлы, оригами.

Эти игры развивают пространственное воображение, восприятие  и логическое мышление.

 

 

 

В 5-6 летнем возрасте начинать обучение курсивному письму (письменным буквам) считается преждевременным, так как это не соответствует физическим и функциональным возможностям  ребёнка (окостенение фаланг пальцев и костей кисти, сформированы мелкие мышцы кисти к 12 годам)

Чтобы стать настоящим помощником, надо тренироваться!

Самообслуживание:

  • Дома: особое внимание уделяйте формированию самых разнообразных навыков самообслуживания (умываться и вытираться, застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, готовить постель ко сну, убирать кровать и т.д.). Ребенок легко и с интересом будет осваивать эти умения, если «тренировки» будут проходить в игровых ситуациях, например, в кукольном уголке. Таким образом, игры с куклами помогут ребенку закрепить необходимые бытовые навыки.

Используйте творческий подход, занимаясь со своим ребенком: все занятия можно сопровождать сказками, придумываемыми по ходу действий.

Речевое подкрепление увлекательных действий удвоит эффект.

Включайте игры для развития мелкой моторики в свою повседневность: идя с ребенком за руку  немного помассируйте ладошку, на прогулке разрешите ему потереть песок между ладонями и собрать мелкие камешки пальчиками, готовите из теста – выделите ему кусочек.

И конечно же, много  говорите с    ребенком, обсуждайте всё,  что происходит. Совсем

скоро он станет  полноценным участником  диалога!

ЛИТЕРАТУРА

Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. — М.: ACT. Астрель, 2006.

Визелъ Т.Г. Основы нейропсихологии. — М.: ACT, Аст­рель, 2005.

Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. — М.: Просве­щение, 1979.

Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие фун­кций мозга ребенка. — М.: Просвещение, 1973.

Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. — М.: Просвещение, 1998.

Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. — Ярославль: Гринд, 1995.

 .