Развитие артикуляционной моторики

Чтобы родителям было удобно следить за своевременностью появления в речи ребенка различных звуков, приведем   таблицу, в которой даны примерные  сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков.

Возраст появления звуков Звуки
1-2 года

АО Э П Б М

многократно повторяет отдельные слоги (ма-ма-ма), таким образом тренирует мышцы артикуляционного отдела.

2-3 года

И  Ы  У  Ф  В  Т  Д  Н  К  Г  Х  Й

3-4 года правильно произносит гласные и согласные звуки раннего онтогенеза.В это время допускается смягчение отдельных звуков речи. Звуки с, з, ш, ж произносятся недостаточно четко, пропускаются, заменяются звуками то, д, ф, в;аффрикаты ч, щ заменяются на ть, ц, сь;

звуки р, л могут пропускаться или заменяться на ль, в, уа.

4-5 лет исчезают смягченное произношение звуков, замены на звуки т — д.Шипящие С  З  Ц  Ш  Ж  Ч  Щ  могут произноситься недостаточно четко.
5-6 лет Правильно  произносятся звонкие, глухие, твердые, свистящие, шипящие звуки, аффрикаты.Могут быть отдельные ошибки при их дифференциации в малознакомых, трудных словах.До 5 лет недостаточно сформированными являются сонорные звуки Л,   Р.

В 6 лет в условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических нарушений центрального и периферического аппарата дети правильно пользуются в самостоятельной речи всеми звуками родного языка.

 

Из таблицы видно, что при нормальном ходе речевого развития не позднее, чем к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи.              Если этого не происходит, то так называемое «возрастное косноязычие» перестает быть возрастным.

Здесь уже приходится говорить  о нарушениях и недостатках, которые  нужно исправлять специальными методами.

Совершенно необходимым условием для своевременного исчезновения «возрастного косноязычия» является заинтересованность   в развитии речи,    правильная отчетливая и неторопливая речь окружающих ребенка взрослых людей.

Поэтому в  целях  профилактики нарушений звукопроизношения нужно развивать моторику артикуляционного аппарата. Для этого в игровой форме с ребенком можно проводить гимнастику для губ и языка. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЛИЦА, ЯЗЫКА проводятся регулярно, совместно со взрослым  перед зеркалом для контроля выполнения упражнений.

В процессе игры-выполнения упражнений устанавливается связь между слуховым восприятием звука, зрительным образом его артикуляторного уклада и двигательным ощущением.

Чтобы занятия не казались утомительными и скучными, я предлагаю поиграть в театр и перевоплотиться в героев с картинок. Такая совместная игра принесет радости и пользы не только малышу, но и взрослому.

 

или «Бегемотик»

Чередовать движения под счет.

 

  Открыть рот, высунуть широкий расслабленный язык, положить его на нижнюю губу. Положение артикуляторных органов удерживается в течение 8—12 с.

 

«Улыбка».

 

«Хоботок».

«Улыбка»- «Хоботок».

Сомкнутые губы растяните в улыбке, как можно сильнее.

Произнести звук И, определить положение губ при артикуляции данного звука.

Удерживайте улыбку 5-10 секунд, расслабьтесь и повторите упражнение 5-10 раз.
Сомкнутые губы вытяните вперед, Произнести звук У, определить положение губ при артикуляции данного звука.

 

удержите на 10-15 секунд, расслабьте. Повторите 5-10
Растянуть губы в улыбку, обнажая резцы, вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой.Произнести со слиянием звуки ИУ, УИ и определить, как изменяется положение губ при артикуляции. Чередовать положение губ в улыбке и положение губ трубочкой под счет до 6-10.
«Заборчик»

 

  Выполнять движения губ под счет.
  Погримасничайте. Сделайте мимические упражнения перед зеркалом. Не забывайте, это полезно только для укрепления мышц лица.
«Прятки». Спрячьте губы, втяните их в рот, зажмите. Удерживайте это положение несколько секунд. Повторите 3-5 раз. Можно языком несколько раз провести по губам, когда они спрятаны. Это упражнение поможет девочкам сохранить естественный цвет губ, а мамам — предотвратить появление морщин на верхней губе и второго подбородка.
«Бульдозер» Возьмите пластмассовые бигуди с маленькими пупырышками (колючками). Прокатите ее по лицу. Может быть, в первый раз ощущения будут не очень приятными. Но затем вы наверняка станете проделывать эту процедуру с удовольствием. Такой массаж полезен для укрепления нервной системы, улучшения кровообращения.
«Маляр»

 

Представьте, что язык — это кисть, а верхнее небо — крыша, которую  вы «красите». Выполняйте упражнение тщательно, с усердием. Две-три минуты пролетят незаметно
«Молоток». Произносите звук «д. д, д, д»,  усиленно прижимая кончик языка к передним зубам. Выполняйте сначала в течение 30 секунд, постепенно доведите до 2 минут
«Змея»

 

Открыть рот, высунуть узкий язык вперед. Выполнять движения языка под счет. Повторить 6-8 раз
 «Часики»

 

 

Рот приоткрыть, губы растянуть в улыбке, обнажить резцы. Высунуть узкий язык, попеременно двигать языком из правого угла рта левому уголку под счет Выполнять попеременные движения кончиком языка под счет. Повторить 6-8 раз
    Выполнять движения кончиком языка под счет.
«Киска сердится»

 

Приоткрыть рот, боковые края языка прижать к верхним боковым зубам, кончик языка упирается в нижние передние зубы, средняя часть спинки языка выгнута. Выполнять движения языка под счет.
«Почистим зубки» Кончиком языка коснитесь каждого зуба в верхнем ряду, затем — в нижнем. Повторить по 2 раза
«Вкусное варенье» Массаж   губ. Кончиком языка проведите вдоль верхней губы, затем (в другом направлении) — вдоль нижней. Выполнять попеременные движения кончиком языка под счет.
«Качели»

 

Рот открыть, губы растянуть в улыбке и обнажить резцы. Поднять кончик языка за верхние резцы, опустить за нижние резцы (за верхнюю губу, за нижнюю губу; на верхнюю губу, на нижнюю губу). Выполнять попеременные движения кончиком языка под счет.
«Парус»

 

Рот открыть, губы растянуть в улыбке, поднять кончик языка к бугоркам за верхними зубами. Удержать положение языка под счет. Положение артикуляторных органов удерживается в течение 8—12 с.

 

Повторить 6-8 раз

«Лошадка»

 

Рот приоткрыть, присосать язык к небу, медленно щелкать языком. Выполнять движения языка под счет. Повторить 6-8 раз
«Грибок»

 

Рот приоткрыть, присосать язык к небу. Удержать положение языка под счет. Повторить 6-8 раз Положение артикуляторных органов удерживается в течение 8—12 с.

 

«Заведи мотор» Рот открыть, губы растянуть в улыбке, поднять кончик языка к бугоркам за верхними зубами. «Завести мотор», произнося «ДЗ-ДЗ-ДЗ…» Повторить 6-8 раз
«Кoмарик»

 

Рот открыть, губы растянуть в улыбке. Прижать кончик языка к нижним резцам, произнести звук «З-З-З-З..» Повторить 6-8 раз
«Дятел»

 

Рот открыть, губы растянуть в улыбке. Произнести звук Д, касаясь кончиком языка   бугорков за верхними резцами   при его произнесении. Повторить 6-8 раз
«Индюк»

 

 

При этом произносить «Б-Б-Б-Б…»

Повторить 6-8 раз

Эти  упражнения  способствуют воспитанию точности, дифференцированности, четкости, плавности и устойчивости артикуляторных движений. Они помогут сформировать  у детей способность   фиксировать образец произнесения звуков.

 

Желаю Вам успехов!!!

 .