Чтобы родителям было удобно следить за своевременностью появления в речи ребенка различных звуков, приведем таблицу, в которой даны примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков.
Возраст появления звуков | Звуки |
1-2 года |
АО Э П Б Ммногократно повторяет отдельные слоги (ма-ма-ма), таким образом тренирует мышцы артикуляционного отдела. |
2-3 года |
И Ы У Ф В Т Д Н К Г Х Й |
3-4 года | правильно произносит гласные и согласные звуки раннего онтогенеза.В это время допускается смягчение отдельных звуков речи. Звуки с, з, ш, ж произносятся недостаточно четко, пропускаются, заменяются звуками то, д, ф, в;аффрикаты ч, щ заменяются на ть, ц, сь;
звуки р, л могут пропускаться или заменяться на ль, в, уа. |
4-5 лет | исчезают смягченное произношение звуков, замены на звуки т — д.Шипящие С З Ц Ш Ж Ч Щ могут произноситься недостаточно четко. |
5-6 лет | Правильно произносятся звонкие, глухие, твердые, свистящие, шипящие звуки, аффрикаты.Могут быть отдельные ошибки при их дифференциации в малознакомых, трудных словах.До 5 лет недостаточно сформированными являются сонорные звуки Л, Р.
В 6 лет в условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических нарушений центрального и периферического аппарата дети правильно пользуются в самостоятельной речи всеми звуками родного языка. |
Из таблицы видно, что при нормальном ходе речевого развития не позднее, чем к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если этого не происходит, то так называемое «возрастное косноязычие» перестает быть возрастным.
Здесь уже приходится говорить о нарушениях и недостатках, которые нужно исправлять специальными методами.
Совершенно необходимым условием для своевременного исчезновения «возрастного косноязычия» является заинтересованность в развитии речи, правильная отчетливая и неторопливая речь окружающих ребенка взрослых людей.
Поэтому в целях профилактики нарушений звукопроизношения нужно развивать моторику артикуляционного аппарата. Для этого в игровой форме с ребенком можно проводить гимнастику для губ и языка. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЛИЦА, ЯЗЫКА проводятся регулярно, совместно со взрослым перед зеркалом для контроля выполнения упражнений.
В процессе игры-выполнения упражнений устанавливается связь между слуховым восприятием звука, зрительным образом его артикуляторного уклада и двигательным ощущением.
Чтобы занятия не казались утомительными и скучными, я предлагаю поиграть в театр и перевоплотиться в героев с картинок. Такая совместная игра принесет радости и пользы не только малышу, но и взрослому.
или «Бегемотик» |
Чередовать движения под счет.
|
|
Открыть рот, высунуть широкий расслабленный язык, положить его на нижнюю губу. | Положение артикуляторных органов удерживается в течение 8—12 с.
|
|
«Улыбка».
«Хоботок». «Улыбка»- «Хоботок». |
Сомкнутые губы растяните в улыбке, как можно сильнее.
Произнести звук И, определить положение губ при артикуляции данного звука. |
Удерживайте улыбку 5-10 секунд, расслабьтесь и повторите упражнение 5-10 раз. |
Сомкнутые губы вытяните вперед, Произнести звук У, определить положение губ при артикуляции данного звука.
|
удержите на 10-15 секунд, расслабьте. Повторите 5-10 | |
Растянуть губы в улыбку, обнажая резцы, вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой.Произнести со слиянием звуки ИУ, УИ и определить, как изменяется положение губ при артикуляции. | Чередовать положение губ в улыбке и положение губ трубочкой под счет до 6-10. | |
«Заборчик»
|
Выполнять движения губ под счет. | |
Погримасничайте. Сделайте мимические упражнения перед зеркалом. | Не забывайте, это полезно только для укрепления мышц лица. | |
«Прятки». | Спрячьте губы, втяните их в рот, зажмите. Удерживайте это положение несколько секунд. Повторите 3-5 раз. | Можно языком несколько раз провести по губам, когда они спрятаны. Это упражнение поможет девочкам сохранить естественный цвет губ, а мамам — предотвратить появление морщин на верхней губе и второго подбородка. |
«Бульдозер» | Возьмите пластмассовые бигуди с маленькими пупырышками (колючками). Прокатите ее по лицу. | Может быть, в первый раз ощущения будут не очень приятными. Но затем вы наверняка станете проделывать эту процедуру с удовольствием. Такой массаж полезен для укрепления нервной системы, улучшения кровообращения. |
«Маляр»
|
Представьте, что язык — это кисть, а верхнее небо — крыша, которую вы «красите». | Выполняйте упражнение тщательно, с усердием. Две-три минуты пролетят незаметно |
«Молоток». | Произносите звук «д. д, д, д», усиленно прижимая кончик языка к передним зубам. | Выполняйте сначала в течение 30 секунд, постепенно доведите до 2 минут |
«Змея»
|
Открыть рот, высунуть узкий язык вперед. | Выполнять движения языка под счет. Повторить 6-8 раз |
«Часики»
|
Рот приоткрыть, губы растянуть в улыбке, обнажить резцы. Высунуть узкий язык, попеременно двигать языком из правого угла рта левому уголку под счет | Выполнять попеременные движения кончиком языка под счет. Повторить 6-8 раз |
Выполнять движения кончиком языка под счет. | ||
«Киска сердится»
|
Приоткрыть рот, боковые края языка прижать к верхним боковым зубам, кончик языка упирается в нижние передние зубы, средняя часть спинки языка выгнута. | Выполнять движения языка под счет. |
«Почистим зубки» | Кончиком языка коснитесь каждого зуба в верхнем ряду, затем — в нижнем. | Повторить по 2 раза |
«Вкусное варенье» | Массаж губ. Кончиком языка проведите вдоль верхней губы, затем (в другом направлении) — вдоль нижней. | Выполнять попеременные движения кончиком языка под счет. |
«Качели»
|
Рот открыть, губы растянуть в улыбке и обнажить резцы. Поднять кончик языка за верхние резцы, опустить за нижние резцы (за верхнюю губу, за нижнюю губу; на верхнюю губу, на нижнюю губу). | Выполнять попеременные движения кончиком языка под счет. |
«Парус»
|
Рот открыть, губы растянуть в улыбке, поднять кончик языка к бугоркам за верхними зубами. | Удержать положение языка под счет. Положение артикуляторных органов удерживается в течение 8—12 с.
Повторить 6-8 раз |
«Лошадка»
|
Рот приоткрыть, присосать язык к небу, медленно щелкать языком. | Выполнять движения языка под счет. Повторить 6-8 раз |
«Грибок»
|
Рот приоткрыть, присосать язык к небу. | Удержать положение языка под счет. Повторить 6-8 раз Положение артикуляторных органов удерживается в течение 8—12 с.
|
«Заведи мотор» | Рот открыть, губы растянуть в улыбке, поднять кончик языка к бугоркам за верхними зубами. «Завести мотор», произнося «ДЗ-ДЗ-ДЗ…» | Повторить 6-8 раз |
«Кoмарик»
|
Рот открыть, губы растянуть в улыбке. Прижать кончик языка к нижним резцам, произнести звук «З-З-З-З..» | Повторить 6-8 раз |
«Дятел»
|
Рот открыть, губы растянуть в улыбке. Произнести звук Д, касаясь кончиком языка бугорков за верхними резцами при его произнесении. | Повторить 6-8 раз |
«Индюк»
|
При этом произносить «Б-Б-Б-Б…» |
Повторить 6-8 раз |
Эти упражнения способствуют воспитанию точности, дифференцированности, четкости, плавности и устойчивости артикуляторных движений. Они помогут сформировать у детей способность фиксировать образец произнесения звуков.
Желаю Вам успехов!!!