Состояние слуха

По характеру дефекта все нарушения слуха делятся на кондуктивные и нейросенсорные. При кондуктивных нарушениях:
• внутреннее ухо функционирует нормально;
• возникает проблема нарушения проведения звука во внешнем или в среднем ухе:
• нарушения слуха носят временный характер, излечимы.Причины: воспаление среднего уха (отит), образование серных пробок, аномальное строение наружного и среднего уха (отсутствие или недоразвитие ушных раковин, заращение слуховых проходов, дефекты барабанной перепонки и др.), инородные тела в ухе и др.При сенсоневральных нарушениях слуха:
• отмечается поражение внутреннего уха,  слухового нерва, его ядер или слуховых зон коры головного мозга.
• данный тип нарушений носит необратимый характер (восстановить нормальный слух неудается).
• рекомендована поддерживающая терапия, слухопротезирование (подбор индивидуальных слуховых аппаратов) и длительная систематическая педагогическая коррекция.

Наиболее частыми являются нейросенсорные нарушения.

 

Дети с нарушением слуха
Дети, имеющие стойкое (т.е. необратимое) двустороннее нарушение слуховой функции, при котором нормальное (на слух) речевое общение с другими людьми затруднено или невозможно.

Нарушения слуха подразделяются на тугоухость и глухоту.

 

Степень нарушения слуха Характеристика,  время нарушения слуха
Глухие дети Дети  с наиболее резкой степенью поражения слуха. Глухота бывает абсолютной лишь в исключительных случаях. Обычно сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать отдельные очень громкие, резкие и низкие звуки (гудки, свистки, громкий голос над ухом и т.д.). Но разборчивое восприятие речи невозможно.
Ранняя глухота резко ограничивает возможность ребенка к овладению речью. Поскольку потребность в общении не может быть реализована через речь, глухой ребенок ищет другие способы и средства общения с помощью предметов, действий. Он оперирует наглядными образами, способен рисовать, лепить, создавать по образцу модель из конструктора (что в первую очередь отличает его от умственно отсталого ребенка).
Глухой малыш, как правило, обращается к вынужденной форме общения – мимике и жестам. Жестовая речь основана на системе жестов, каждый из которых имеет свое значение и может применяться в узком кругу людей, владеющих системой её знаков.
Слабослышащие (страдающие тугоухостью) дети дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие. Тугоухость может быть выражена в различной степени – от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости.
ранооглохшие дети родились не слышащими или потеряли слух на первом или втором году жизни, до момента овладения речью;
При врожденной тугоухости, своевременно не диагностированной, к концу 1 года жизни ребенка снижается интенсивность уже возникших предречевых действий (гуление, лепет). Такой ребенок почти не усваивает речевые навыки и переходит на язык жестов.
Возникновение тугоухости в доречевой период вызывает значительное речевое недоразвитие, после сформирования речи – не ограничивает ее развития, но проявляется в характерных особенностях:
1) бедность словарного запаса сочетается с неправильным усвоением и употреблением новых понятий (ребенок легко смешивает предметы и действия, близкие по звучанию слова: пила-пилит, бутылка – булка, гребенка – ребенок и т.д.);
2) искажение слов (от смешивания звуков: звонких с глухими (собака – “сапака”), твердых с мягкими (дядя – “дада”) до грубого искажения, когда от слов остаются только контуры (умываться – “муванти” и др.);
3) недоговаривание слов;
4) нарушение грамматического строя речи (пропускают члены предложения, чаще предлоги, неправильно изменяют слова);
5) смазанность артикуляции и невыразительность дикции.
позднооглохшие дети потеряли слух в 3 – 4 года и позже и сохранили речь в той или иной степени
Дети, потерявшие слух в возрасте 3-5 лет, без специального воспитания и обучения, к моменту поступления в школу оказываются почти без речи, сохранив лишь небольшой, искаженно произносимый запас слов.
Глухота, возникшая на более позднем этапе, особенно при уже сформированных навыках письма и чтения, не нарушает словарный запас, но вызывает характерные затруднения произношения (нарушения модуляции голоса, неточная артикуляция звуков, слабая звучность, невнятность, ошибки в словесном ударении и окончании слов).

 

 

 

У слабослышащих и даже глухих детей, не имеющих дополнительных отклонений в развитии, при целенаправленной коррекционной работе, начатой с первых месяцев жизни, можно максимально сблизить не только уровень общего, но и речевого развития с возрастной нормой.

ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ СЛУХА.

 

Причины стойких необратимых нарушений слуха:
а) наследственные заболевания, сопровождающиеся поражением слухового анализатора,
б) вирусно-инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, герпес, токсоплазмоз, цитомегаловирус), токсикозы беременности, особенно в случае их возникновения в первые 3 мес. беременности,
в) применение лекарственных препаратов с ототаксическим действием (антибиотиков стрептомицина, канамицина, гентамицина и др., фуросимида, хинина), назначаемых матери во время беременности или ребенку в раннем возрасте,
г) родовая травма, асфиксия новорожденного,
д) недоношенность (роды ранее 32-й нед. беременности) и/или вес при рождении 1500 г,
е) детские вирусные и инфекционные заболевания (менингит, энцефалит, скарлатина, тяжелые формы паротита, кори, осложнения гриппа),
ж) острые и хронические воспалительные процессы слухового аппарата ребенка,
з) черепно-мозговые травмы ребенка.

Примерно в 30% случаев причину нарушения слуха установить не удается.

Диагностика
1. Проведение скрининга с использованием регистрации отоакустической эмиссии. Этот объективный метод диагностики не зависит от реакции ребенка. Поэтому он может применяться для исследования слуха самых маленьких детей. Он позволяет оценить состояние волосковых клеток (оценка функционирования улитки внутреннего уха). Процедура абсолютно безвредная и безболезненная.
2. При невозможности такого варианта обследования уже в роддоме должно быть проведено выявление факторов риска по глухоте и сделана соответствующая отметка в справке, которая выдается при выписке ребенка. Второй этап осуществляется в детской поликлинике по месту жительства. Сюда входит анкетирование родителей и проверка поведенческих реакций ребенка на звуки с помощью звукореактотеста в возрасте 1, 4 и 6 месяцев. Обследование прибором основано на регистрации различных проявлений безусловно-рефлекторной ориентировочной реакции на звук – вздрагивания, зажмуривания или широкого открывания глаз, мигания, замирания, изменения частоты сосательных движений, поворота головы в сторону источника звука или от него. Его лучше проводить в стадии легкого сна (за 1 час до кормления или через час после него). В 4 мес. и старше обследование проводится в стадии бодрствования. Если нет прибора, то можно предъявлять громкие звуки: хлопки, стук, удары одного предмета о другой и т.д.
Для проведения обследования ребенок укладывается на твердый матрац так, чтобы голова лежала свободно и прямо. После того, как малышу будет предъявлен звук, нужно наблюдать за его реакцией (часто реакция на звук может иметь скрытый период в течение нескольких секунд). После каждого поворота головы надо снова уложить голову ребенка на затылок и отвлечь внимание от источника звука, используя игрушку. Т.к. у маленьких детей очень быстро развивается привыкание к стимулам, число предъявлений звука надо ограничить до 2 – 3.
3. «Гороховый метод» позволяет весьма приблизительно (даже в домашних условиях) оценить слух у детей в любом возрасте. В качестве источника звука служат пластмассовые коробочки, заполненные на 1/3 различной крупой:
горохом (источник звука 70 – 80 дБ),
гречей (источник звука 50 – 60 дБ),
манкой (источник звука 30 –40 дБ).

Можно предположить нарушение слуха, если у ребенка в возрасте до 3-х мес. отсутствует реакция на звук баночки с горохом, в 4 – 5 мес. отсутствует реакция на звук баночки с гречей, а в 6 мес. и старше — на звук баночки с манкой.

В соответствии с современными требованиями следует обязательно направить ребенка на обследование слуха у сурдолога:
• при выявлении у ребенка в процессе двух обследований нарушения поведенческих реакций на звук (отсутствие реакции; неустойчивые реакции типа «то есть, то нет»; у детей старше 6 мес.- наличие реакции только на очень громкие звуки);
• при наличии отрицательных ответов родителей на один из вопросов анкеты, подкрепляемые наблюдением врача;
• при отставании ребенка в речевом развитии.

Основные направления реабилитации:
1. Ранняя диагностика.
2. Своевременное, сразу же после установления диагноза, слухопротезирование.
В идеале ребенок с врожденной патологией должен быть направлен на слухопротезирование в возрасте до 6 мес. Слуховой аппарат должен быть правильно подобран и индивидуально настроен.
3. Регулярные занятия с педагогами (сурдопедагогом, логопедом, психологом).

ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛУХА НЕГОВОРЯЩИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Педагогическое  обследование слуха проводится без индивидуальных слуховых аппаратов двумя взрослыми: один подает звук, а второй взрослый находится рядом  с ребенком и фиксирует ответную реакцию малыша на предъявляемый звук. Диагностика предполагает выработку у ребенка условной двигательной реакции на звучание игрушек и голоса. Интенсивность  звучания игрушек составляет 75-100 дБ. По интенсивности звучания игрушки мало отличаются, хотя субъективно звук, например шарманки, заметно более тихий, чем барабана. Это следствие того, что в звучании каждой из игрушек преобладает определенная частота /см. таблицу/. Чем ниже частота звука, тем субъективно громче он воспринимается. Таким образом, с помощью звучащих игрушек можно с определенной степенью достоверности определить частотный диапазон воспринимаемых звучаний.

Звуковые стимулы предъявляют, начиная с более высокочастотных, и с максимального расстояния / 5-6 метров справа или слева/.

Если реакции нет, то расстояние уменьшается на 0,5 метра и так до тех пор, пока не достигает 5-10 см от уха ребенка.

Кроме того, проверяется умение детей различать на слухо-зрительной   слуховой основе звукоподражания, лепетные и полные слова при выборе из 2-3 и более.       Данные аудиологического и педагогического обследований сопоставляются.

При их рассогласованности проводится повторное аудиологическое и педагогическое обследования. Аналогичная проверка проводится  при использовании индивидуальных слуховых аппаратов с целью оценки эффективности слухопротезирования.

При необходимости уточняется режим звукоусиления.

Звучание игрушек.

Частота

Расстояние

-игрушечный барабан;-гармошка;-дудка;-шарманка;-погремушка; 500 Гц.2000 Гц.3000 Гц.4000 Гц.5000 Гц.

 

Для говорящих дошкольников и школьников.

Для дошкольного возраста отобрано 20 слов: по 10 слов низкочастотных и высокочастотных. Из них составлены два основных списка для проверки слуха. Слова каждого списка предъявляются в случайной последовательности. Результаты восприятия и воспроизведения слов записываются в Протокол.

Проверка слуха детей школьного возраста проводится с использованием 30 слов, отобранных Л.В.Нейманом (1969), произносимых шепотом в определенной,  строго зафиксированной последовательности и хорошо знакомых детям.

При диагностике  восприятия фраз разработаны оригинальные сбалансированные списки фраз. С целью  создания более естественной ситуации  общения подобраны карточки – картинки  для проверки уровня восприятия, различения  на слух и слухо — зрительно фраз  с учетом уровня речевого развития на начало обучения.

При педагогической оценке степени потери слуха определяется расстояние стойкого восприятия речи, как разговорной громкости, так и шепота.

 

Педагогическая оценка состояния слуха.

  1. Легкая тугоухость: восприятие звучания всех предлагаемых игрушек и голоса разговорной громкости на расстоянии  не менее 4-х м., шепот — от ушной раковины до 1,5-2 м.
  2. Средняя тугоухость: восприятие низко — и среднечастотных звучаний на расстоянии 4-5 м., высокочастотных – 0,5-1,5 м, голоса разговорной громкости на расстоянии 1-4 м, шепот не слышит.
  3. Тяжелая тугоухость: Восприятие низко- и среднечастотных звучаний  игрушек на расстоянии 3-5 м, высокочастотных – близко от ушной раковины 0,1-0,5 м, голоса разговорной громкости на расстоянии 0,4-1 м, /шепот не слышит.
  4. Глухота со значительными остатками слуха: восприятие низкочастотных игрушек на расстоянии 2,5-5 м, среднечастотных — значительно ближе к уху, высокочастотные не воспринимает; голоса разговорной громкости на расстоянии до 0,3 м от ушной раковины не воспринимает.
  5. Глухота с незначительными остатками слуха: восприятие только низкочастотных ударов барабана и голос повышенной или разговорной громкости у ушной раковины.

 

Вспомогательный список слов для подготовки к педагогическому обследованию  слуха


 

1.КУКЛА

2.МЯЧ

3.СОБАКА

4.ШАР

5.КОЛЯСКА

6.МИШКА

7.МАШИНА

8.КОШКА

9.ПИРАМИДКА

10.КУБИК

 

 

Основные списки слов для педагогического обследования слуха говорящих дошкольников

 

 

№ 1

1.ЗАЙЧИК

2.ДОМ

3.ВОВА

4.ШИШКА

5.РЫБА

6.ЧАСЫ

7.ПТИЧКА

8.УХО

9.ЧАЙ

10.ВОЛК

 

 

№2

1.МЫЛО

2.ДЫМ

3.ЧАШКА

4.ОКНО

5.ЩИ

6.САША

7.ГОРОД

8.ЧАЙКА

9.МОРЕ

10.СПИЧКА

 

 

 

№ 1

•Дай большую куклу.

•Будем играть?

•Убери книгу в шкаф.

•Мальчик рисует дом.

•Покажи чашку.

•Ты любишь читать?

•Можно взять карандаш?

•Положи яблоко в сумку.

•Где сидит девочка?

•У тебя есть тетрадь?

 

№ 2

 

•Дай большую куклу.

•Будем читать?

•Убери яблоко в сумку.

•Девочка рисует дом.

•Покажи куклу.

•Ты любишь играть?

•Можно взять тетрадь?

•Положи книгу в шкаф.

•Где сидит мальчик?

•У тебя есть карандаш?

 

.