Развитие мелкой моторики

Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию

В.М. Бехтерев

Нарушение речевого и двигательного развития — наиболее распространенные отклонения в формирова­нии у ребенка высшей психической деятельности.

Очень важно, чтобы родители знали нормы двига­тельного и речевого развития ребенка, отслеживали этапы становления различных навыков. Вовремя при­нятые необходимые меры могут вернуть ребенку пол­ноценное развитие.

В возрасте от 0 до 1 мес. формируется первая дви­гательная функция руки — хватание. Когда взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребен­ка, он плотно сжимает их.

В возрасте 2 месяцев малыш удерживает вложен­ный в руку предмет 2-3 сек. Совершает ритмические движения пальцами во время сосания — сжимает и разжимает их. В покое пальцы сжаты в кулачок.

К кон­цу месяца ребенок вскидывает ручки при оживлении.

Начиная с трех месяцев появляются условно-реф­лекторные движения. Ребенок удерживает вложенный в руку предмет до 10 сек., тянет в рот. Совершает энер­гичные ритмические движения пальцами во время со­сания. Свободно размахивает руками без зрительного контроля.

У четырехмесячного малыша ладони часто раскры­ты, он складывает их вместе, переплетает пальцы, удерживает вложенный в руку предмет до 20 сек. Хло­пает руками по воде в ванне. Ощупывает свои руки. Протягивает руки к предмету, цепляется за него. Дви­жения пальцев недифференцированные.

В возрасте 5 месяцев ребенок противопоставляет большой палец другим. При схватывании предмета до­минирует участие пальцев. На протяжении длительно­го времени ритмически взмахивает руками, при этом издает неопределенные звуки. Протягивает руки мате­ри, а также к близкому предмету.

В 6—7 мес. ритмически взмахивает руками. Если вложить в руку игрушку, размахивает ею. Переклады­вает предмет из одной руки в другую. Движения паль­цев при схватывании предмета становятся более диф­ференцированными. Размахивает руками при виде ванны с водой, хлопает по воде. Обороняются руками при приближении руки с мылом.

В 8—9 мес. крепко сжимает отбираемую игрушку. Берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие — всей ладонью. Показывает нос, глаза у другого челове­ка, у куклы. Машет рукой при прощании.

Начинает проявляться преобладание одной руки.

После 9 месяцев формируется манипуляционная деятельность.

В возрасте 10-11 мес. ребенок накладывает один предмет на другой.

Характерно манипулирование двумя предметами. Малыш снимает и надевает крышку коробочки, вкла­дывает палочку в отверстие, выбрасывает игрушки из кроватки, подражает предметным действиям взрослого.

В 12 мес. держит чашку, когда пьет. Играет вкла­дышами. Переносит усвоенные действия на новые объекты.

В 1 год 3 мес. пользуется ложкой, чертит каранда­шом — чаще круги.

Манипулирует несколькими предметами, отмеча­ется правильная последовательность действий: зачер­пывает песок совочком, насыпает в ведерко. Помогает одевать себя. Показывает глаза, нос и т.д. у себя. Пере­листывает страницы книги. Развертывает фантик на конфете. Использует ложку с вилкой. Имитирует вер­тикальные и горизонтальные штрихи карандашом.

С 11 мес. до 1 года 3 мес. появляются функциональ­ные действия, Наблюдается совершенствование дейст­вий, выработанных ранее, обобщение и перенос их на новые объекты. Дети целенаправленно используют предметы : из чашки угощают куклу чаем, катают ма­шинку, укачивают куклу, строят дом из кубиков.

Совершенствуются действия рук — кулачок разжи­мается, пальцы действуют самостоятельно и автоном­но. Активизируется большой палец, затем указатель­ный. Начинается интенсивное развитие всех пальцев, которое продолжается на протяжении всего периода раннего детства. Особое значение имеет период, когда начинается противопоставление большого пальца дру­гим. С этого времени движения всех пальцев становят­ся более свободными.

Возрастные особенности развития тонкой мотори­ки рук и зрительно-моторной координации (По данным Е.М. Мастюквой):

В возрасте 1—2 лет ребенок держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает стра­ницы книг, ставит кубики друг на друга, складывает пирамидку.

В возрасте 2-3 лет открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной, открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чер­тами. Строит из кубиков.

В возрасте от 3 до 5 лет ребенок рисует цветными мелками, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешке на ощупь.

Становление двигательных функций продолжается до 5-6 летнего возраста.

Обнаружив у ребенка отставание в развитии двига­тельных навыков кистей и пальцев рук, займитесь с ним пальчиковой гимнастикой.

 .