ОПЫТ ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО СЕГОНЯ ВСЕ БОЛЬШЕ И БОЛЬШЕ ДЕТЕЙ ПРИХОДЯТ В ШКОЛУ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗЛИЧНОЙ СЛОЖНОСТИ.
ЕСЛИ У РЕБЕНКА НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ ДЕФЕКТЫ РЕЧИ, ТО СТОИТ ОБРАТИТЬСЯ К ЛОГОПЕДУ, ОДНОВРЕМЕННО ПРОГОВОРИВ С УЧИТЕЛЕМ О ТОМ, ЧТОБЫ ОН ПОМОГ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ КОМФОРТНО ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ В КЛАССЕ.
Отклонение от нормального хода речевого развития — это уже патология, которая проявляется в том, что у ребёнка оказывается несформированной какая-то психическая функция, которая уже должна быть сформирована к так называемому «паспортному возрасту».
Уже в дошкольном возрасте появляются и проявляются предпосылки нарушения устной и письменной речи. Сам по себе факт существования предпосылок нарушения речи свидетельствует о том, что она уже как бы имеется, но пока ещё в скрытом виде.
Основная опасность состоит в том, что родители в подавляющем большинстве не замечают имеющегося отставания в развитии ребёнка и вплоть до поступления в школу полагают, что у него «всё нормально». Если же и возникает смутная догадка, что «что-то не так», очень многие успокаивают себя: «С возрастом всё пройдёт!». Не пройдёт! А ещё больше укоренится и «обрастёт» массой других нарушений.
Как же избежать появления «слабых звеньев» в речевом развитии ребёнка, которые в дальнейшем являются основой предпосылок нарушений письменной речи?
Проведение коррекциионной работы в дошкольном возрасте по выравниванию «западающих звеньев» позволяет провести профилактику дисграфии за счёт устранения её предпосылок.
Ранняя профилактика дисграфии должна начинаться с младенчества. Проведение её полезно для всех групп детей, но является совершенно обязательным для детей «группы риска» ( к ним принято относить детей с неблагоприятными условиями внутриутробного развития, такие как употребление алкоголя и наркотических средств, работа с радиоактивными и химическими веществами, физические психические перегрузки, стрессы в период беременности, и осложнённым протеканием родов).
Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать двигательные умения.
Период от 0 до 5 лет является определяющим для становления речи. В это время интенсивно развивается мозг, формируется его функции. Функции ЦНС легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования.
Наиболее качественную помощь окажут детям те взрослые, которые постараются соблюдать следующие правила:
- ребёнка должна окружать полноценная речевая среда, при этом ребёнок должен видеть лицо говорящего, наблюдать за артикуляцией;
- говорить с малышом медленно, короткими фразами; пользуясь правильным русским языком, не переходить на «детский язык», не разрешать это делать другим;
- каждый день читать малышу;
- не поправлять речь ребёнка, просто повторить ту же фразу правильно;
- поощрять любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечать на каждый детский вопрос;
- необходимо поощрять попытки малыша заговорить: ребёнок начнёт разговаривать тогда, когда мы захотим его слушать;
- не сравнивать малыша с другими детьми.