Гендерный аспект в развитии устной и письменной речи детей

Рассматривая вопросы с решением проблемы личностного ориентированного обучения, исследователи практически не затрагивают вопрос гендерных особенностей учащихся.

Личность человека формируется лишь в деятельности,  вписанных в систему общественных отношений, основанных на особенностях социальных ролей и вербальных отличий представителей различного пола, существенных особенностях мышления и стилей поведения мальчиков и девочек, проявляющих в речевом поведении.

Гендерный подход к обучению, основной задачей которого является привнесение в него соответствующих изменений на основе учета индивидуальных, личностных и социальных особенностей учащихся с целью повышения их уровня обученности.

Формирование различий в вербальном поведении индивидов начинается с самого раннего детства:

— больший активный рост словаря девочек, чем мальчиков;

— у девочек от 15 до 30 месяцев средняя величина высказывания больше, чем у мальчиков;

— фразовая речь девочек более совершенна.

Различия речи мальчиков и девочек в школьный период затрагивают:

  • фонетическую сторону. У девочек произношение более мобильно, они легче и раньше усваивают нормативные формы произношения;
  • словарь и грамматическую сторону устной речи. Словарный запас больше у девочек. Их речь  более грамотна,  нет грубых грамматических ошибок (И.Г. Овчинникова, Н.И. Береснева, Л.А. Дубровская);
  • письменная речь. Исследователи придерживаются мнения, что способности к чтению и письму у девочек проявляются раньше и проявляются лучше, чем у мальчиков.

Итак, мы видим, что рисунок мужской и женской речи вырисовывается уже в раннем детстве. Наиболее интенсивно этот процесс формируется и развивается в школьном возрасте.

Ученые, учителя и родители констатируют тот факт, что девочки лучше, чем мальчики справляются со школьной программой по формированию орфографических и пунктуативных навыков письма и чтения. Естественно предположить, что усвоение мальчиками и девочками письменной речи, как и всей речевой системы, в целом, носит специфический характер.

Данное положение подтверждается результатами проведенного эксперимента, цель которого заключалась в выявлении некоторых особенностей овладении письменной речью мальчиками и девочками.

Результаты проведенного эксперимента, предметом которого выступила письменная речь 11 девочек и 11 мальчиков с нормальным интеллектом, сохранным слухом и зрением, но имеющих дисграфические ошибки,  были подвергнуты обработке с помощью статистических методов и качественному анализу.

В результате было выявлено, что из 22 учеников 21 имеет различные нарушения речи.

 

Нарушения  речи

 

Мальчики

Девочки

Нарушения письма без нарушения звукопроизношения

2

5

Нарушения письма в сочетании с нарушением фонематического слуха

8

4

Нарушения письма в сочетании с нарушениями звукопроизношения

5

3

Нарушения письма в сочетании с несформированностью пространственных представлений

7

2

Нарушения письма в сочетании с общим недоразвитием речи

1

 

Исследования выявило некоторые различия в усвоении письменной речи у мальчиков и девочек, которые объясняются спецификой в овладении языка детьми разного пола.

Так, у мальчиков в 2 раза чаще встречаются нарушения звукопроизношения и фонематического слуха. В 3 раза чаще встречаются нарушения  пространственных представлений. Именно поэтому, их нарушения носят специфический характер. У мальчиков чаще выявляются смешанные виды нарушений письменной речи с преобладанием дисграфии, обусловленной несформированностью языкового анализа и синтеза, а также имеют место многочисленные нарушения оптического характера.

Полученные данные подтверждают гипотезу ряда ученых о том, что нарушения речи, письменной в том числе, чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек. Проведенные данные показывают, как по-разному складываются у мальчиков и девочек отдельные психофизические функции.

Отечественные исследователи И. Клецина, В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман отмечают, что у девочек в дошкольном и младшем школьном возрасте обычно лучше развита речь, чаще они сильнее мальчиков физически, их биологический возраст выше.

 .