В первые годы жизни ребёнок может произносить только самые простые звуки, остальные отсутствуют или заменяются. Такое «возрастное косноязычие» свойственно всем без исключения детям. Но если и после 5-ти лет звуки произносятся неправильно, необходима специальная логопедическая помощь. Потому что при данных нарушениях ребёнок часто пишет так же, как говорит. Если в речи ребёнок меняет звук С на Ш, то может написать «СУБА» вместо «ШУБА»
Чтобы вовремя устранить такое препятствие, надо:
— научить верно произносить звуки (занятия с логопедом!);
— провести работу по выявлению различения похожих звуков (с-ш,з-ж,с-ц,ч-щ,й-ль,р-л…)
Возраст появления звуков | Звуки |
1-2 года |
АО Э П Б Ммногократно повторяет отдельные слоги (ма-ма-ма), таким образом тренирует мышцы артикуляционного отдела.
|
2-3 года |
И Ы У Ф В Т Д Н К Г Х Й
|
3-4 года | правильно произносит гласные и согласные звуки раннего онтогенеза. В это время допускается смягчение отдельных звуков речи. Звуки с, з, ш, ж произносятся недостаточно четко, пропускаются, заменяются звуками то, д, ф, в; аффрикаты ч, щ заменяются на ть, ц, сь; звуки р, л могут пропускаться или заменяться на ль, в, уа.
|
4-5 лет | исчезают смягченное произношение звуков, замены на звуки т — д.
Шипящие могут произноситься недостаточно четко. С З Ц Ш Ж Ч Щ |
5-6 лет | Правильно произносятся звонкие, глухие, твердые, свистящие, шипящие звуки, аффрикаты. Могут быть отдельные ошибки при их дифференциации в малознакомых, трудных словах. Недостаточно сформированными являются сонорные звуки Л, Р.
В 6 лет в условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических нарушений центрального и периферического аппарата дети правильно пользуются в самостоятельной речи всеми звуками родного языка.
|