Возраст появления звуков в норме

В первые годы жизни ребёнок может произносить только самые простые звуки, остальные отсутствуют или заменяются. Такое «возрастное косноязычие» свойственно всем без исключения детям. Но если и после 5-ти лет звуки произносятся неправильно, необходима специальная логопедическая помощь. Потому что  при данных нарушениях ребёнок часто пишет так же, как говорит. Если в речи ребёнок меняет звук С на Ш, то может написать «СУБА» вместо «ШУБА»

Чтобы вовремя устранить такое препятствие, надо:

—          научить верно произносить звуки (занятия с  логопедом!);

—          провести работу по выявлению различения   похожих звуков (с-ш,з-ж,с-ц,ч-щ,й-ль,р-л…)

 

Возраст появления звуков Звуки
1-2 года

АО Э П Б М

многократно повторяет отдельные слоги (ма-ма-ма), таким образом тренирует мышцы артикуляционного отдела.

 

2-3 года

И  Ы  У  Ф  В  Т  Д  Н  К  Г  Х  Й

 

3-4 года правильно произносит гласные и согласные звуки раннего онтогенеза. В это время допускается смягчение отдельных звуков речи. Звуки с, з, ш, ж произносятся недостаточно четко, пропускаются, заменяются звуками то, д, ф, в; аффрикаты ч, щ заменяются на ть, ц, сь; звуки р, л могут пропускаться или заменяться на ль, в, уа.

 

4-5 лет исчезают смягченное произношение звуков, замены на звуки т — д.

Шипящие могут произноситься недостаточно четко.

С  З  Ц  Ш  Ж  Ч  Щ

5-6 лет Правильно  произносятся звонкие, глухие, твердые, свистящие, шипящие звуки, аффрикаты. Могут быть отдельные ошибки при их дифференциации в малознакомых, трудных словах. Недостаточно сформированными являются сонорные звуки Л,   Р.

В 6 лет в условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических нарушений центрального и периферического аппарата дети правильно пользуются в самостоятельной речи всеми звуками родного языка.

 

 

 .