Этапы развития речи

В исследованиях А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи» (1961) подробно освещены этапы последовательного овладения ребенком различными сторонами русского языка:

  • ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (от рождения до 1 года)
  • ПРЕДДОШКОЛЬНЫЙ ЭТАП (от 1 года до 3 лет)
  • ДОШКОЛЬНЫЙ ЭТАП (от 4 лет до 7 лет)

В развитии речи наблюдаются определённые закономерности, которые выражаются прежде всего в постепенности процесса: в поэтапности  усвоения структуры предложений, разных частей речи, их грамматического и фонетического оформления, раскрыты закономерности закрепления навыков пользования различной слоговой структурой. Процесс  усвоения родного языка протекает в очень короткие сроки.

Для того,  чтобы определить, как развивается речь Вашего малыша, соответствует ли развитие ее нормам, понаблюдайте за ним и ознакомьтесь с этапами развития речи ребенка в норме.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (от рождения до 1 года)

Первые голосовые реакции ребенка – крик и плач наблюдается сразу после рождения.

В 2-3 месяца отмечается нечленораздельное, аморфное воспроизведение звуковых комплексов – гуление.

После 5-ти месяцев гуление переходит лепет. Лепет – это начало собственной речи ребенка. Лепетные реакции состоят из гласных и согласных раннего онтогенеза. Ребенок многократно повторяет отдельные слоги (ма-ма-ма), таким образом тренирует мышцы артикуляционного отдела.

С 3-6 месяцев ребенок начинает поворачиваться на голос.

С 7 месяцев узнает голоса окружающих его родных и близких.

В 8-9 месяцев реагирует на свое имя.

После 9 месяцев с удовольствием выполняет элементарные словесные просьбы, типа «Помаши ручкой – до свидания», «Похлопай в ладошки», «Поиграй в сороку» и т.д. К 11-ти месяцам он воспринимает имена хорошо знакомых лиц, названия предметов.

К году ребенок довольно четко произносит первые слова, типа мама, баба, деда и т.д. понимает 30 лепетных слов.

ПРЕДДОШКОЛЬНЫЙ ЭТАП (от 1 года до 3 лет)

Расширяется  объем понимания речи и активизируется словарный запас.

Отмечается появление новых лов, обозначающих любимые игрушки (гадя – гусеница), продукты питания (агу – огурец, яба — яблоко), животных (бака – собака, катя – кошка), птиц (гага – гусь, коко — курица) и т.д.

Произношение этих слов далеко от нормативного, но именно их появление является показателем начала активного развития речи ребенка.

Выделяется период усвоения предложений из аморфных слов – корней:

1г.3 мес.- 1 г. 8 мес. – однословные предложения —  «бах»,  затем предложения их нескольких слов-корней: «ма, да» — «мама, дай».

С полутора лет слово приобретает обобщенный характер.

На протяжении 2-го и 3-го года жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря.

К двум годам дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания. В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.

К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи.

Порядок  формирования падежных окончаний (по данным А. Н. Гвоздева) у детей с нормальным речевым развитием:

1 год 1 мес. — 2 года. Именительный, винительный падеж для обозначения места. Предлог опускается (положи мяч стол).

2 года — 2 года 2 мес. Дательный падеж для обозначения лица (дан Вове), направления (предлог при этом опускается: иди маме); творительный падеж в значении орудийности действия (рисую карандашом); предложный падеж со значением места — предлог опускается (лежит сумке).

2 года 2 мес. — 2 года 6 мес. Родительный падеж с предлогами у, из со значением направления (из дома); творительный падеж со значением совместности действия с предлогом с (с мамой); предложный падеж со значением места с предлогами на, в (на столе).

2 года 6 мес. — 3 года. Родительный падеж с предлогами для, после (для мамы, после дождя); винительный падеж с предлогами через, под (через речку, под стол).

Развитие и накопление  словарного запаса детей в преддошкольном периоде:

к 1 г. 6 мес. — 10 — 15 слов;

к концу 2-го г. — 300 слов (за 6 мес. около 300 слов!);

к 3 г. — около 1000 слов (т.е. за год около 700 слов)

Характеристика грамматического строя и состояния связной речи.

Употребляет существительные в форме ед. и мн. числе, обозначающие животных и их детенышей, употребляют форму мн. числа существительных в родительном падеже (ленточек, яблок, рук).

Односложно отвечает на вопросы взрослого при рассматривании предметов, картинок, иллюстраций.

Повторяет за взрослым рассказ из 3-4-х предложений, составленный об игрушке или по содержанию картины.

Участвует в драматизации отрывков из знакомых сказок.

ДОШКОЛЬНЫЙ ЭТАП (от 4 лет до 7 лет)

 

В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее — мягкие и твердые согласные и, наконец, — сонорные, шипящие и свистящие звуки.

К 5 годам  в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие.

К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит чисто.

Характеристика словарного запаса. 

При нормальном речевом развитии ребенка и благоприятных условиях воспитания его активный словарь увеличивается очень быстро. Он увеличивается как в количествен­ном, так и в качественном отношении.

В  возрасте 3-4 лет словарь составляет от 600 до 2000 слов. Дети правильно называют окружающие их предметы и явления, владеют достаточным количеством слов, обозначающих качества предметов, действий, стараются активно пользоваться в речи как видовыми, так и родовыми понятиями, словами с противоположными значениями, словами-синонимами.

Одновременно с увеличением количественной и качественной сторон словарного запаса у детей постепенно формируется навык словообразования.

четырехлетние дети совершенно свободно образуют существительные с различными уменьшительно-ласкательными суффиксами: пальчик, зайчик, лобик, песик, носик, куколка, платьице.

Дошкольники в 5-6 лет легко выполняют упражнения на словообразование. Совершенствуют умение образовывать однокоренные слова: от одного корня они могут образовать различные части речи: существительные, глаголы, прилагательные и др. (Например: красный, краснеть, краснота; ловец, ловля, ловить; плавать, пловец, плавучий).

Дети справляются с заданиями на образование прилагательных от существительных, причем это касается не только обиходных, часто встречающихся слов (железо, железный, стеклянный, деревянный), но и менее употребительных в быту слов: ситцевый, снежный, бумажный, песочный, картонный, пластмассовый. Образуют (по образцу) существительные с суффиксами, глаголами с приставками и превосходную степень прилагательных.

Характеристика грамматического строя.

К пяти годам дети усваивают основные формы согласования слов: существительных с прилагательными всех трех родов, с числительными в именительном падеже.

Характеристика связной речи.

На четвертом году жизни дети овладевают простым распространенным предложением.

К  3- 4 годам довольно рано, они начинают употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

На пятом году жизни количество сложных предложений, встречающихся в детской речи, уже составляет 11% по отношению к общему числу предложений. В их речи отмечается наличие почти всех придаточных предложений (кроме определительного).

В этом возрасте они задают много вопросов взрослым, пытаются объяснить свои действия (насыпал корм потому, что птички хотят есть; приду к тебе, если мама разрешит; Вова там, где воспитательница и т. д.).

После 4 лет дети могут пересказать знакомую сказку, охотно декламируют стихотворения,

к 5 годам могут пересказывать только что прочитанные короткие тексты, прослушав их 2 раза.

После 5 лет дети способны рассказать о виденном, или услышанном довольно подробно и последовательно, объяснить причину и следствие, составить рассказ по картине, отличить фантастическое содержание сказки от обычного рассказа (так не бывает).

После 6 лет совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Закрепляется умение отвечать на вопросы и задавать их, формируется культура речевого общения. Ребенок самостоятельно, выразительно, без повторов передает содержание литературных текстов, используя различные средства выразительности. Дальнейшее развитие получает умение составлять рассказы о предметах (по плану, составленному коллективно и предложенному взрослым), по картине, серии сюжетных картинок, умение составлять не большие рассказы из личного опыта, рассказы творческого характера и не большие сказки, поясняя при этом, где сказка, а где рассказ.

.