Татьянин день

В  1755 году в день памяти святой мученицы Татианы русская императрица Елизавета подписала указ об открытии Московского университета, ставшего впоследствии центром русской передовой культуры и общественной мысли. Позднее в одном из флигелей старого здания университета была создана домовая церковь святой мученицы Татианы, а сама святая объявлена покровительницей всего российского студенчества.

  Празднование дня студента в Российской Империи было шумным и весёлым. Поначалу его отмечали только в Москве, но участие принимал практически весь город. Всё начиналось с проведения официальных церемоний в здании университета. Затем  гуляния проходили по городу. После Октябрьской революции Татьянин день вспоминали уже редко. Только после открытия в 1995 году храма в честь мученицы Татьяны при Московском университете этот праздник вновь ожил. С 2005 года 25 января отмечается в России как «День российского студенчества». О том, как сегодня живут студенты духовных вузов, мы побеседовали с  референтом епископа Салехардского и Ново-Уренгойского Сергеем Кузнецовым.

Сергей, у студентов светских вузов множество предэкзаменационных ритуалов  и халяву зовут, и пятачок под пятку подкладывают. В духовных учебных заведениях есть подобные традиции?

— Я учился в Троице-Сергиевской лавре, там есть особая традиция —  все студенты ходят к преподобному Сергию Радонежскому, он покровитель не только студентов Московской  духовной семинарии и академии. Часто приходилось встречать и студентов обычных светских вузов. Традиция такая – рано-рано утром свершается братский молебен, и вот перед экзаменом нужно обязательно его отстоять. В период сессии можно было встреть огромное количество студентов, шли все, даже те, кто прилежно учился, и кто только несколько раз на лекциях был, но перед экзаменом обязательно шли к преподобному Сергию Радонежскому молиться. Случалось, когда по разным причинам удавалось выучить только несколько билетов, но идешь к преподобному Сергию на молебен, после ощущаешь поддержку. Но поддержка не в том, какой билет попадется, а появление внутренней уверенности, спокойствия, готовности к экзамену. Тревога отступает и дает возможность сконцентрироваться, а значит сдать. Но всем известно, без труда не втащишь и рыбку из пруда. Преподаватели нам постоянно напоминали, если в течение года не ходил, не учил, то сколько б к преподобному не обращался, экзамен не сдашь.

— Какая еще особенность учебы в семинарии?

— Когда я учился, все студенты были разбросаны по лавре. Кто там был, тот представляет себе. Лавра  огорожена стеной, студенты и в ней жили. Первые курсы размещались под «чертогами». Название сохранилось еще со времен Елизаветы Петровны, которая любила приезжать и останавливаться там. Множество анекдотов и историй о бытовой жизни семинаристов.

ИЗ КНИГИ Ю.Сысоевой «Записки попадьи. Особенности жизни русского духовенства»

«Еще одним весьма некомфортным жилищем в семинарии остаются так называемые «чертоги», расположенные в нижнем ярусе здания академии. В незапамятные времена в «чертогах» располагались конюшни. Слава конюшен жива и по сей день, и вот почему. Они представляют собой анфиладу из шести комнат, каждая из которых размером с малогабаритную «трешку», и там на казарменном положении проживают по двадцать – двадцать пять здоровых мужиков. В среднем во всех чертогах помещается примерно сто восемьдесят человек! А теперь представьте себя на месте сорока счастливчиков, живущих в первых двух комнатах, мимо которых каждый день проходят оставшиеся сто сорок человек. Эффект примерно такой, как если ночевать на вокзале в зале ожидания. Утром хождения начинаются с пяти часов. Первыми встают те, кто идет на братский молебен в Лавру и на подработку в лаврскую просфорную. В шесть тридцать поднимаются те, кому надо идти на семинарские послушания, в столовую, петь на ранней службе в семинарском хоре, называемом «десятка», или пономарить. К семи часам дружно поднимаются все остальные…»

— Семинаристы списывают?

— Как и все студенты. Поймают, значит, получишь двойку или незачет, а если не поймают….

-А шпаргалки вы готовили?

-Конечно, но чаще приходилось учить. Был такой случай. Мы готовились к сдаче латинского языка. Напомню, в семинарии четкий режим, как в армии. В 11 отбой, обязательно, все должны лежать в кровати. И вот наш преподаватель, проектор семинарии по воспитательной работе, поднимается по лестнице, смотрит – свет горит в сушилке, там студенты вещи сушат, он открывает дверь, думая, что сейчас застанет студентов за каким-то не очень хорошим делом, и тут глаза его становятся по пять рублей – все сидят за книжками. Он восклицает: «Братья, а что в здесь делаете?», ему отвечают : «Батюшка, завтра же латынь!» И вот представьте, строгие порядки, у нас отбой и все должны быть в кроватях, но батюшка разрешает: «Братья, ну еще минут 5-10, и всем быть в кроватях». Уходит. Через какое-то время снова поднимается, опять свет горит, он подходит – еще больше студентов в сушилке с книгами, снова говори т: «Братья, я не понял, уже отбой!», все хором: «Батюшка, так латынь же!». И так в течение нескольких часов. Эта история хорошо показывает, как студенты старались подготовиться. Потому что днем не всегда удавалось сесть за книгу, у каждого свое послушание, а учить надо, вот и выкраивали время, если что-то не удавалось днем, догоняли ночью. Тому, кто на вахту попадал – везло, была возможность книгу и днем открыть, но чаще приходилось время между послушаниями выкраивать.

ИЗ КНИГИ Ю.Сысоевой «Записки попадьи. Особенности жизни русского духовенства»    

 На семинарском сленге простой выговор назывался «величанием», строгий выговор с урезанием стипендии – «тропарем», а отчисление – «ныне отпущаеши». Кто знаком с богослужебной терминологией, поймет, о чем идет речь. «Тропари» вывешиваются на специальную доску. Любые действия вне регламента положено в обязательном порядке оговаривать с дежурным помощником. Например, если студенту необходимо пойти в библиотеку, положено официально отпроситься. Но на этом контроль не заканчивается. Помощник не поленится сходить в библиотеку и проверить, есть ли там отпросившийся, или, может, он уже слинял по своим делам. Если семинариста не обнаружат, ему светит объяснительная. Каждая объяснительная, как правило, сопровождается профилактической беседой у отца-инспектора.   
После двадцати объяснительных студенту вывешивается «тропарь автоматом», то есть уже без прохождения профилактической беседы. И так во всем.

-А если случалось любовное настроение, семинаристы все равно спешили к отбою со свидания?

 — У нас строго — в 11 отбой! Хоть любовь, хоть что все свиданки-гулянки  до 10. В десять обязательный молебен. У нас как в военном вузе, не случайно семинарию часто сравнивают с военными заведениями, есть строгий распорядок, устав, нарушение которого очень строго карается. Если ты раз залетел, два, то могут и отчислить, не глядя на успехи в учебе. Один студент у нас был,  очень хорошо учился, был иподьяконом у ректора. Однажды у него обнаружили электроплитку, а в семинарии очень строго следят за пожарной безопасностью, электроприборы запрещены. Но семинаристы, как и все студенты, всегда голодные, поэтому готовили на утюгах, кипятильники изобретали, плитки  проносили. Инспекторы постоянно проверяли комнаты. И вот однажды идет с такой инспекцией ректор. В коридоре почувствовал аппетитный аромат жареной картошки и, конечно, по запаху нашел виновника – своего иподьякона. Студента отчислили без разговоров.

Восстановиться можно?

-Только если за тебя очень походатайствуют. В семинарию и поступаешь только при наличии рекомендации от архиерея.

И все-таки личная жизнь у семинаристов активная?

-Не без этого. Хотя на первом курсе отношения между юношами и девушками не приветствуются. Старшие дружат, не случайно же в семинариях регентская и иконописная школа, в которых учится очень много девушек. Позже они и становятся невестами. К получению диплома большинство ребят женятся, едут на приход с матушками. Я со своей супругой тоже в семинарии познакомился, она на регентском училась.

— Семинарская дружба крепкая? Общаетесь с однокашниками?

-Конечно! Поддерживаем связь, хотя разъехались по всей стране, меня вот в Салехард занесло, но общие воспоминания, истории объединяют, даже роднят.  Все-таки студенчество чудесная пора! Поздравляю всех с праздником! Успехов всем, трудолюбия и терпения!

ИЗ КНИГИ Ю.Сысоевой «Записки попадьи. Особенности жизни русского духовенства»

Семинаристы всегда бегут; не хватает им времени, вот и спешат. Бежит семинарист по лаврской аллее, под мышкой держит папку, папка падает на землю, и из нее высыпаются конспекты. Студент кидается их поднимать и в сердцах бросает: «Триста лет!»
Торопятся приятели-семинаристы на занятие, и тут один из них хлопает себя по лбу и говорит: «Триста лет! Учебник забыл».Недавно, в 1986 году (для такого учебного заведения это недавно), московские духовные школы праздновали трехсотлетие своего основания. Вот после сего празднества и укоренилось среди студентов выражение «Триста лет». Одно время семинаристы носили даже значки, идентифицирующие студента именно Московской семинарии, на которых было написано «Триста лет Московской духовной академии».