Готовность к школе

Сегодня, когда школьники уже больше месяца сидят за партами, тем детям, которые собираются пойти учиться на будущий год, возможно, уже приходят в голову мысли о том, каким образом, они будут начинать свой школьный путь.

Скорее всего, и родители будущих первоклассников озабочены тем, как обеспечить своим подрастающим чадам возможность начинать свою новую жизнь «ученика» с радостью и успехами. Если это так, то самое время родителям будущих первоклассников заняться формированием той самой «готовности к школе», о которой в последние двадцать лет столько говорят и пишут в различных и научных и популярных журналах. Почти во всех школах, Домах детского творчества, часто в детских садах и различных других учреждениях существуют «Школы будущих первоклассников», которые с успехов или без успеха пытаются решать эту довольно непростую задачу. Однако мы понимаем, что такие занятия могут посещать  не все, и причин для этого много. Очень многое родители смогут сделать сами, и тогда им будет проще оценить достижения и возможные пробелы в знаниях, навыках, желаниях ребенка, без которых обучение в первом классе может стать настоящим испытанием, как для детей, так и для них самих. Давайте попробуем понять, что значит быть готовым к школе и что нужно для того, чтобы понять насколько ваш ребенок готов к обучению. О каком ребенке можно сказать « Да, он готов к школе!»? Давайте вместе в этом разберемся. Для этого мы обратимся к исследованиям наших отечественных ученых, их зарубежных коллег, опыту наших замечательных педагогов.

Начнем с того, что именно выявляют психологи, определяя степень готовности к школьному обучению шестилетних и семилетних детей, с помощью тестов, опросников и личных бесед с детьми и родителями. Выявляют они

а) уровень мотивационного развития, т.е. хочет ли ребенок идти в школу, есть ли у него потребность занять определенную позицию в обществе, открывающую доступ в мир «взрослости», есть ли у него потребность получать новые знания вне дома, в других условиях? Готов ли ребенок к получению нового социального статуса, получение которого связано с включением в учебный процесс как серьезную ежедневную деятельность?

б) уровень сформированности такого психологического образования, которое получило название «внутренняя позиция школьника». Это значит, что важно понять, готов ли ребенок включиться в учебный процесс, беря на себя ответственность за свои действия, т.е. готов ли он управлять своим поведением, отвечать за него, сам его контролировать. Известный отечественный ученый Даниил Борисович Эльконин, изучая вопросы готовности к школе, называл следующие важные предпосылки ее успешности:

-умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;

-умение ориентироваться на заданную систему требований;

-умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;

-умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

в) степень сформированности коммуникативных навыков. Умет ли ребенок общаться с другими? Какие трудности при этом испытывает? Как характеризуется отношение ребенка к взрослым, к сверстникам, к самому себе?

г) уровень развития интеллекта. При изучении интеллектуального компонента психологической готовности к школе главное внимание уделяется не сумме усвоенных ребенком знаний, а уровню развития интеллектуальных процессов. Это означает, что ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное. Он должен уметь рассуждать, находить причины явлений, уметь делать выводы.

д) развитие речи. Речь тесно связана с интеллектом и отражает общее развитие ребенка и уровень его логического мышления.

Каким образом родителям можно самостоятельно организовать диагностику своего ребенка мы обязательно поговорим. Для этого нередко можно использовать любимые игрушки и книги. А сегодня я рекомендую вам поразмышлять о том, а какие критерии выбрали бы вы сами, если бы решили понять готов ли Ваш ребенок к тому, что называется школьным обучением?