Продолжим разговор о готовности ребенка к школе

Одним из показателей готовности ребенка к школе является понимание им смысла слов, встречающихся как в его речи, так и в речи других людей, которую он может слышать дома, в детском саду, на улице, с экрана телевизора и т.д.

Таким образом, мы хотим знать понимает ли ребенок, то, что он слышит и говорит. Случаются  ситуации, когда ребенок с легкостью может приписывать словам совсем другие, понятные лишь ему, значения. Проверить это не сложно. Ребенку предлагается набор слов, состоящий, желательно не менее, чем из пяти слов. Постепенно, количество слов в каждом наборе будет увеличиваться.  Вы называете поочередно  ребенку слова, а он рассказывает вам, что обозначает это слово. Например, набор слов может быть таким: герой, соединять. сахар, молоток, колючий. Набор может быть, например таким: письмо, щетка, убегать, шершавый, гладить и т.д.. Ребенку  можно сказать примерно следующее: «Представь себе, что у тебя появился бы друг — иностранец, который очень бы хотел изучить русский язык. Наверное, он обратился бы к тебе за помощью. Давай подумаем о том, как ты смог бы ему помочь? Как бы ты объяснил ему, что обозначают такие слова как…Что обозначает слово герой? Кого мы можем назвать героем? Почему? А что обозначает слово соединять? и т.д.» Таким образом, вам станет понятно, понимает ли ребенок значение слов, а также и то употребляет ли он их в своей речи. Не удивляйтесь, если задание вызовет у ребенка некоторые затруднения. В этом случае, попробуйте подбирать слова близкие по смыслу. Когда  ребенок научится справляться с простым заданием, постепенно следует несколько усложнять задачи, чередуя слова непохожие, не связанные общим смыслом, при этом, следом за существительным называть прилагательное или глагол. Например, тетрадь, лопата, бежать, легкий, спотыкаться. Ребенок справился с заданием, если он дал определение близкое к научному, например, тетрадь – это чистые листы бумаги, соединенные вместе, в обложке или в переплете. Менее правильным будет ответ, в котором ребенок описывает предмет, например, «Тетрадь – это то в чем пишут, там можно рисовать…и т. д. Еще ниже оценивается ответ типа» тетради –то то что есть у школьников…» Наша задача помочь ребенку освоить богатство русского языка и не испытывать трудностей с пониманием и усвоением русской речи.