Случается, что младший школьник всячески пытается уклониться от выполнения домашнего задания.
Причин для этого может быть несколько. Может быть, он недостаточно хорошо отдохнул, может быть, не понял новый материал и боится неудачи, может быть его старания не часто заканчиваются заметными победами и успехами, а их хочет иметь каждый, а может быть, он просто ждет вашего внимания. Чтобы с ситуацией «ухода» от выполнения домашних заданий справляться было легче, следует принять следующие профилактические меры.
Развивайте интерес к обучению у ребенка. Поощряйте познавательную активность. От уровня познавательной активности зависят результаты в учебе, желание выполнять домашние задания.
Внесите разнообразие в жизнь ребенка: вместе посещайте музеи, выставки, театры, гуляйте по городу.
Научите ребенка находить самостоятельно необходимую информацию. Сначала найдите ответ вместе с ребенком в энциклопедии, справочной литературе. Так, постепенно у ребенка происходит становление развитых форм самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов.
Чрезмерная опека и забота, в совокупности с недоверием, тормозят развитие самоконтроля, самостоятельности мышления, желание думать и прилагать усилия к решению учебных задач, и при этом не формируется чувство ответственности за выполнение уроков, поэтому – не навредите с лишней «подстраховкой».
Интересуйтесь, как прошел день в школе у вашего ребенка. Дайте ему возможность все рассказать и быть услышанным, поддержанным.
Установите семейные «правила жизни» (график): после школы – отдых и обед, затем (спустя 1-1,5ч после прихода из школы) – уроки в спокойной обстановке, когда каждый занят своим делом.
Помогите ребенку понять, что ему нужно выполнить: разложите вместе учебники и тетрадки; после успешного выполнения задания не забывайте похвалить школьника. (Найдите за что!)
Если возникают трудности с написанием букв (цифр), можно вылепить их из пластилина для улучшения распознавания; можно также сначала написать в воздухе пальцем буквы (цифры), а потом записывать в тетрадь.
Если все равно ребенок не хочет делать уроки, нужно принципиально изменить подход. Будьте мудрее, включите «хитрость» и «беспомощность»: «Помоги мне, пожалуйста. У меня что-то никак не получается прочитать…», «Что-то у меня совсем почерк испортился. Напомни-ка, как писать эту букву красиво…». Перед таким подходом ни один ребенок не устоит. Ну и конечно, благодарите и хвалите его. (Старайтесь делать это почаще! Даже за самое мизерное достижение – это главный ключ к успеху! Но ТОЛЬКО ЗА РЕАЛЬНЫЕ, пусть маленькие достижения)
Помните, что отношение родителей к дочери или сыну ни в коей мере не должно изменяться в связи с их школьными успехами или неудачами. Более того, родители должны пытаться подчеркнуть временный характер этих неудач и показать ребенку, что он, несмотря ни на что, остается самым любимым.