Ямальские кочевые учителя должны быть с высшим образованием

В Ямало-Ненецком автономном округе началась работа по созданию на базе Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена целевой группы, в которой будут готовить учителей для кочевых школ региона.

На учебный год 2017/2018 планируется сформировать первую такую группу. Для этого ведётся агитационная работа. Так, накануне в Салехарде в Ямальском многопрофильном колледже состоялась встреча сотрудников департамента по делам коренных малочисленных народов Севера ЯНАО с учащимися образовательной организации.

Студентам рассказали, что в этом году планируется сформировать целевую группу в 15 человек из выпускников Ямальского многопрофильного колледжа, которые обучаются по специальности «Учитель начальных классов». В РГПУ им А.И. Герцена в рамках профессиональной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование» по заочной форме студенты получат дополнительные знания по этнопедагогике, психологии, языкам коренных народов Ямала. В дальнейшем они должны будут вернуться в округ, чтобы работать по специальности – кочевыми учителями или воспитателями.

После зачисления в вуз со студентом будет подписан договор, по которому округ будет финансировать его подготовку. В случае отчисления или нежелания по окончании учебы работать кочевым педагогом средства необходимо будет вернуть региону.

Напомним, на территории Ямала проект «кочевой учитель» реализуется с момента решения, принятого на выездном семинаре в марте 2011 года в деревне Лаборовая Приуральского района, который прошел под председательством губернатора округа Дмитрия Кобылкина. По итогам этого семинара был сформирован перечень поручений главы региона по организации качественного и доступного образования для детей, чьи родители ведут кочевой образ жизни.

Первый выпуск группы по специальности «Преподавание в начальных классах» с дополнительной специализацией «Кочевой учитель» в Ямальском многопрофильном колледже состоялся в 2014 году. В настоящее время образование по специальности «Дошкольное образование» в колледже получают 47 студентов, по специальности «Преподавание в начальных классах» – 50. Все они изучают дисциплины, необходимые для работы в кочевой школе: родной язык, методика преподавания родного языка, практикум устной и письменной речи, теория и методика развития речи детей, психология, этнология, культура народов Севера.

Ямальский региональный проект «Кочевая школа» стал одним из способов обеспечения доступности образования для представителей коренных малочисленных народов Севера, ведущих кочевой образ жизни. На территории Ямала в местах кочевий предоставляют услуги 22 образовательные организации: 139 детей охвачены дошкольным образованием и 44 – начальным общим образованием. В летний период – до 300 детей – за счет организации предшкольной подготовки.

В арктическом регионе сложились уникальные модели кочевого образования, учитывающие сложившуюся инфраструктуру и особенности, присущие каждому муниципалитету. Например, в Шурышкарском районе существует практика «Выездной воспитатель», когда в зимний период воспитатели выезжают в небольшие населённые пункты. Этот проект будет расширяться, так как имеется спрос со стороны родителей. Непосредственно кочевая школа функционирует в Ямальском районе. Воспитатель кочует вместе с оленеводами на большие расстояния. На фактории Паюта (Приуральский район) действует стационарная школа на 15 учебных мест – это модульное здание, оснащённое всем необходимым оборудованием и доступом к сети Интернет.

Методики организации кочевого образования ЯНАО по достоинству оценены не только в соседних – северных регионах страны, где перенимается ямальский опыт, но и на федеральном уровне. Именно ямальский проект занял первое место во Всероссийском конкурсе лучших муниципальных практик. А по итогам Государственного совета РФ, состоявшегося 23 декабря 2015 года, он рекомендован к внедрению во всех северных субъектах России.

Источник: Портал государственных органов ЯНАО