Стресс

Любая ссора родителей, особенно с яркими эмоциями может стать серьезным стрессовым испытанием для ребенка.

Очень сильным стрессом является развод. Стрессогенность события определяется его восприятием индивидом. При оценке переживаемых трудностей оказалось, что субъективное и объективное значения событий для взрослого и ребенка различны. Была, например, обнаружена связь между чувством психосоциальной дисгармонии и развитием гипертензии у молодых людей.

Для детей младшего возраста наиболее существенным переживанием может стать даже временный отрыв от родителей. Более старшие дети тяжело переживают свою неспособность удовлетворить родительские чаяния о высокой успеваемости или примерном поведении. У подростка нередко развитие стресса связывается с неприятием или отвержением той группой сверстников, к которой он хочет принадлежать.

Понять механизм стресса можно только с учетом реакций личности, преодолевающей его. Как уже отмечено, далеко не все подвергающиеся стрессовым воздействиям заболевают. Это объясняется устойчивостью некоторых личностей. В то же время часть людей обладают повышенной чувствительностью к стрессам.

Среди индивидуальных особенностей личности, способствующих возникновению заболеваний в результате внешних воздействий, выделяется темперамент. Такие его стороны, как низкий порог чувствительности к раздражителям, интенсивность реакций, трудности адаптации к новым впечатлениям с преобладанием отрицательных эмоций и другие, делают ребенка очень чувствительным к стрессам.

В то же время активность ребенка, ритмичность физиологических функций, доступность и хорошая приспособляемость с преобладающим ровным настроением и небольшой интенсивностью реакций на изменения в окружающей среде препятствуют развитию заболеваний при наличии потенциально стрессорных событий.