Когда ребёнок уже не ребёнок: научиться отпускать

Период ухода ребенка из семьи начинается с процесса его внутреннего от нее отделения, который начинается еще в позднем подростковом возрасте.

В большинстве культур обособление подростка облегчается с помощью каких-либо традиций и ритуалов, подчеркивающих его возросшую самостоятельность. В нашей культуре таким ритуалом можно считать выпускной бал в школе, хотя и с некоторой натяжкой, так как после него лишь очень немногие подростки оказываются в состоянии обходиться без финансовой или моральной поддержки родителей.

Способ ухода молодого человека из семьи чрезвычайно важен. Если молодой человек покидает семью и пытается сделать это навечно, так, чтобы никогда не видеть родителей снова, его жизнь обычно складывается плохо. Если же он остается с родителями и позволяет им управлять его жизнью, она также складывается плохо. Он должен отделить себя от семьи и в то же время оставаться связанным с ней. Способ ухода молодого человека из семьи определяет его позицию по отношению к семье. Эта позиция может быть респонсивной, т. е. выбирающей; или реактивной, т. е. вынужденной.

Респонсивная позицияозначает, что молодой человек, уходя из дома, делает это по своей воле и при этом знает, что может туда вернуться в случае необходимости или обратиться за поддержкой.

Реактивная позициязаставляет его покинуть дом вопреки собственному желанию или оставаться в нем также вопреки собственному желанию, например из чувства вины. Даже если в семье есть проблемы, например, в отношениях между родителями, молодой человек не должен чувствовать себя обязанным вернуться к своей роли в семье, чтобы помочь эти проблемы решить.

У родителей могут возникать трудности во взаимодействии со своими выросшими детьми. Родители должны научиться предоставлять детям разумную свободу и принимать детей такими, какими они являются в действительности.