Копирование поведения родителей

Одним из сильнейших стремлений каждого здорового ребенка является его желание принадлежать другому человеку или группе людей.

Чувство принадлежности формирует у него другое чувство — безопасности. Многие поступки ребенка направлены на обретение своего места в семейной группе. Дети бессознательно выбирают «метод», с помощью которого они пытаются достичь своей цели. Этот «метод» становится как бы стилем их поведения, в какой-то степени насущной потребностью.

Все его действия основаны на ощущениях, находятся под влиянием скрытых побуждений. Он учится с помощью проб и ошибок. Он и вновь будет вести себя так же, чтобы ощутить свою принадлежность к матери и не чувствовать себя покинутым. Именно в этом таится один из ключей к пониманию методов воспитания маленьких детей. Однако пока родители поймут способы, какими их ребенок стремится принадлежать семейной группе, очень часто они проходят сквозь многочисленные заблуждения.

Прежде чем рассмотреть разнообразные «методы» или различные цели, с помощью которых дети обретают чувство принадлежности к группе, родителям необходимо понять все то, что свойственно только ребенку, увидеть его умение наблюдать. Советуем также осмыслить окружающую ребенка среду и его положение в семье.

…Пятилетний мальчик и его мама беспрестанно ссорились. Сын оспаривал все указания матери. Что бы она ни попросила, он от всего отказывался. У него наблюдались бурные вспышки раздражительности, во время которых он ломал игрушки, мебель, бил посуду. Он уклонялся от всех домашних обязанностей, в связи с чем его приходилось наказывать. Мать была весьма озадачена, так как сама являлась примером порядка и исполнительности. Оказывается, причина поведения мальчика таилась в взаимоотношениях его родителей. Мальчик понял, что все сказанное мате­рью служило законом для его отца, который ради собственного покоя уступал агрессивному напору со стороны жены. Больше всего на свете отец обожал покой. Только в редких случаях, когда мать круто обходилась с сыном, отец пытался его защитить.

Сын наблюдал и восхищался властью матери. У него возникло ощущение, что сила определяет положение в семье. Когда ему исполнилось четырнадцать, он стал пытаться подражать своей матери, пользуясь гневом в качестве способа для получения власти. Он чувствовал, как мать теряет всякий контроль над ним. А мать этого не ощущала. Она не понимала, что очередная демонстрация сыном своего гнева была следующим «раундом» их «междоусобной» борьбы за власть, в которой выигрывал сын.

Можно ли считать такого мальчика счастливым ребенком? Сможет ли он в будущем изменить стиль общения с людьми или будет решать все жизненные проблемы с помощью гнева? Создаст ли он семью, если не изменится его понимание человеческих взаимоотношений?