Реакции ребёнка на происходящее вокруг

Малыш в каждой семье занимает особое место.

Очень скоро благодаря своей беспомощности он обнаруживает, что у него много «слуг», что он занимает привилегированное положение, что вокруг него хлопочут все члены семьи. Роль беспомощного создания для малыша может стать очень привлекательной. Постепенно он может привыкнуть «только получать». Эта роль весьма опасна. Единственный в семье ребенок находится в наиболее сложной ситуации. Он живет в мире взрослых, у него нет родных братьев и сестер, с которыми он мог бы общаться в соответствии со своим возрастом. Чаще всего он впитывает взгляды взрослых, во все вникая, пытаясь достичь их уровня, либо безнадежно остается «вечным» ребенком, подчиняясь воле других людей. В таких случаях его отношения с детьми бывают натянутыми и неопределенными. Он с трудом находит с ними общий язык. Такой ребенок никогда не разовьет в себе чувство принадлежности к детям, если в раннем возрасте не будет вовлечен в общие групповые занятия с ними.

Нет семей «идеальных» по своему количественному составу. Сколько бы детей ни было, специфические проблемы всегда останутся. Они варьируются в зависимости от количества членов семьи, их положения в ней, их взаимовлияния и от взаимоотношений между собой

Известно, что существует бесчисленное разнообразие реакций, проявляемых ребенком по отношению к своему окружению. Нет такого единого правила, которое было бы приемлемо для руководства всем родителям. Однако те родители, которые изучают проблемы, возникающие в семье, обладают информацией, в состоянии объяснить многое из того, что прежде казалось загадочным. Внимательное наблюдение за своими детьми может дать самые неожиданные возможности понимания проблемы. А когда постигнута ситуация, то гораздо легче преодолеваются трудности.