Процесс усвоения половых ролей

Человек приобщается к культуре, усваивая половые роли (сегодня в литературе можно встретить понятие гендерные роли).

В основе этого процесса — представления о мужчине и женщине, которые сложились в данной культуре. Соответствующее поведение воспринимается молодежью на самых различных уровнях — инструментальном, аффективном, экспрессивном, речевом, символическом — и усваивается при конкретном обучении определенным видам мужского (женского) поведения. Подражают, как правило, определенному поведению, которым окружающие восхищаются, к которому относятся с одобрением, с любовью. Если девочка видит, что женственное поведение ее матери получает социальное признание, подкрепляется восхищением, любовью отца, близких, то она учится этому поведению. Если же, наоборот, отец считает женственность признаком слабости, дефективности личности, или просто он не любит мать, процесс усвоения женской роли блокируется. Есть опасность, что девочка будет усваивать мужскую роль и шаблоны мужского поведения и переживать внутренний конфликт. Нередко бывает так, что родители стремятся сформировать у детей некоторые искусственные модели поведения, воспринятые ими из литературы или средств массовой коммуникации или по образцу людей, которые на них произвели большое впечатление. Они как бы призывают: «Делай то, что я требую, но не делай того, что делаю я». В этом случае при усвоении роли ребенок также может переживать внутренний конфликт.

Половые роли усваиваются также в зависимости от вкусов, которые сложились в том коллективе, который является для ребенка значимым. Например, класс, увлеченный спортом, может снисходительно, насмешливо относиться к проявлениям женственности у девочек. В книгах, кинофильмах, видя и восхищаясь поведением женщин с маскулинуыми чертами, женщины часто усваивают мужскую половую роль.