О некоторых проблемах семей малолетних преступников

Сегодня много говорится о необходимости профилактической работы с семьей.

Результаты опросов, проведенных среди учителей и родителей, показывают, что, по их мнению, будущие преступники — это выходцы из неблагополучных семей.

В пределах одной и той же социальной группы населения барометром преступности может стать обстановка в семье. Известно, что часто к преступности детей приводит распад семьи. Однако данные исследования свидетельствуют о том, что более высокая доля преступности среди малолетних наблюдается в нераспавшихся семьях, для которых характерны обоюдная враждебность, равнодушие, безразличие и отсутствие сочувствия, чем в неполных семьях, где ребенок остался с матерью, если там царит согласие, взаимная привязанность и взаимопомощь.

Воспитательные меры, осуществленные родителями в ответ на неправильное поведение детей, могли быть недостаточно ясными, ошибочными; наказание могло сводиться просто к побоям, не сопровождаться объяснением того, в чем ребенок виновен. Последние исследования показали, что критическим фактором является полное пренебрежение воспитанием детей. В одной из таких работ установлено, что отсутствие контроля со стороны родителей чаще всего приводило к развитию преступных наклонностей у детей; недостаточность контроля проявлялась родителями в том, что они не спрашивали, куда дети идут и когда вернутся домой, не знали, где ребенок проводит большую часть времени. В семьях, откуда происходят дети агрессивные, с преступными наклонностями, как правило, не бывает никаких традиций. Родители не направляют деятельность детей, не реагируют нужным образом на их неправильное поведение. Они плохо представляют себе, как можно уладить семейные разногласия. Отношения между родителями и детьми чаще всего бывают лишены доверительности, взаимопонимания, привязанности. Вместо этого наблюдаются проявления враждебности, неприятие детей родителями, разобщенность, равнодушие. Относительно детей с отклонениями в поведении родители обычно не строят больших планов на будущее, не проводят вместе с ними свободное время. К школе родители относятся либо враждебно, либо безразлично, бывают увлечены решением собственных проблем. Нередко и сами родители бывают привлечены к судебной ответственности. Например, в одном исследовании было обнаружено, что у 39% мальчиков, ставших малолетними преступниками, отцы также были преступниками, и лишь у 16% отцы не привлекались к суду.