Как получить материнский капитал, в том числе при рождении двойни?

Материнский капитал предоставляется только один раз, при рождении (усыновлении) второго или последующих детей (см.: ст. ст. 3, 6, 13 Закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ).

Материнский капитал получают и при рождении двойни (тройни).

Базовый размер материнского капитала, выплачиваемого на основании федерального закона, составляет 250 000 руб. Эта сумма должна ежегодно индексироваться с учетом инфляции. Однако до 01.01.2018 такая индексация приостановлена. Размер материнского капитала в 2017 г. составляет 453 026 руб. Отметим, что возможность получить материнский капитал ограничена по времени — второй ребенок должен родиться (или быть усыновленным) не позднее 31.12.2018 (см.: ч. 2 ст. 6, ч. 1 ст. 13 Закона N 256-ФЗ; ч. 1 ст. 8 Закона от 19.12.2016 N 415-ФЗ; п. 17 ст. 1, ст. 4.3 Закона от 06.04.2015 N 68-ФЗ).

Наряду с материнским капиталом, выплачиваемым на основании федерального закона, в некоторых регионах действуют программы по выплате регионального материнского (семейного) капитала. Он выплачивается за счет средств региональных и местных бюджетов. Получение регионального материнского капитала не зависит от того, получен ли материнский капитал на основании федерального закона.

Воспользоваться материнским капиталом можно только после получения государственного сертификата, который удостоверяет право на материнский капитал.

Для того чтобы вам выдали сертификат, необходимо:

— Подготовить необходимые документы,  указанные в п. 5 Правил подачи заявления, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 18.10.2011 N 1180н, далее — Правила:

заявление о выдаче сертификата;

— свидетельства о рождении (или усыновлении) детей;

— документ, удостоверяющий личность и место жительства (пребывания) заявителя, то есть паспорт или заменяющий его документ, в том числе подтверждающий гражданство РФ заявителя;

— документ, подтверждающий гражданство РФ ребенка, с рождением которого возникло право на материнский капитал (свидетельство о рождении ребенка со штампом паспортно-визовой службы).

В случае непредставления заявителем документов (сведений) о месте жительства (пребывания), а также подтверждающих принадлежность к гражданству, самостоятельно ПФР запрашивает их в органе в сфере миграции и его территориальных органах, в распоряжении которых имеется указанная информация (см.: абз. 2 п. 12, абз. 2 п. 17 Административного регламента, утв. Приказом Минтруда России от 29.10.2012 N 345н).

Право на получение сертификата возникает у отца или усыновителя, когда у матери такое право прекращается (например, в случае смерти женщины или лишения ее родительских прав). В такой ситуации отцу или усыновителю помимо документов, требуемых в общем случае, в зависимости от обстоятельств следует подготовить:

— свидетельство о смерти женщины, родившей (усыновившей) детей;

— решение суда об объявлении женщины умершей;

— решение суда о лишении женщины родительских прав;

— решение суда, подтверждающее совершение женщиной в отношении ребенка (детей) преступления против личности.

Иными словами, необходимы документы, подтверждающие переход права на материнский капитал к отцу или усыновителю.

— Представить документы в ПФР:

— лично;

— через представителя;

— по почте (способом, позволяющим подтвердить факт и дату их отправления);

— через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

Форму заявления, как правило, предоставляют сотрудники подразделения ПФР или МФЦ.

При отправке заявления по почте вместо оригиналов документов к заявлению можно приложить их нотариально заверенные копии.

Также возможно направление заявления в форме электронного документа посредством «Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)» либо через «Личный кабинет застрахованного лица» информационной системы ПФР. В этом случае документы должны быть предоставлены в территориальное подразделение ПФР в срок не более пяти рабочих дней с момента получения им заявления, о чем заявителю направляется уведомление в электронном виде.

получить расписку о получении документов либо направлении по почте или в форме электронного документа соответствующее извещение (см.: п. 4 Правил; п. п. 25, 30 Административного регламента).

-получить уведомление о принятом решении

После получения необходимых документов в месячный срок должно быть вынесено решение о выдаче сертификата или дан аргументированный отказ. Не позднее чем через пять дней с даты вынесения решения вам по почте или в форме электронного документа будет направлено соответствующее уведомление.

Если документы подавались через МФЦ, уведомление будет направлено в этот центр в форме электронного документа. Чтобы не дожидаться его, можно поинтересоваться о принятом решении, например, по телефону (см.: ч. 3, 5 ст. 5 Закона N 256-ФЗ; п. 8 Правил; п. п. 14, 46 Административного регламента).

Решение об отказе в удовлетворении заявления о выдаче сертификата может быть обжаловано в вышестоящий орган ПФР или в суд (см.: ч. 7 ст. 5 Закона N 256-ФЗ).

-получить сертификат установленной формы. Если принято положительное решение, вам выдадут сертификат на бумажном носителе или в форме электронного документа (см.: ч. 1 ст. 5 Закона N 256-ФЗ; п. 49 Административного регламента).