Страх как барьер к принятию решений

Существует в педагогике и психологии такое понятие – выученная беспомощность.

Открыли это явление американцы Д.Овеймайер и М.Селигмен. Были проведены научные экспирименты. Собаку хотели научить избегать опасности. Опасность — удар током. А избежать его можно было, если заметить, что перед ударом тока вспыхивает свет. И если собака перепрыгивала через барьер и оказывалась в качающемся ящике, она могла избежать болезненного удара. А перед этим опытом собаке демонстрировали, как неприятны удары током, причем в условиях, когда собака избежать удара не могла. То есть у нее вырабатывали страх.

В результате в основном эксперименте вместо анализа и поиска новых действий (на что собаки были способны) эти собаки начинали возбужденно бегать по клетке, не находили решение, ложились и, поскуливая, терпеливо сносили удары током, длительность которых доходила до минуты. А вот животные, которым перед экспериментом не демонстрировали безнадежность и у которых не был развит страх, перепрыгивали через барьер. То же явление зафиксировали у кошек, крыс, рыб. Более того, в процессе своего пассивного и безынициативного ожидания неприятностей у животных была выраженная эмоциональная напряженность, повышалось давление крови, учащался пульс и дыхание, учащались мочеиспускание и выделение кала и т. д. А вскоре у них появились нарушения со стороны внутренних органов; кровоточащие язвы желудка и кишечника, нарушение сердечной деятельности. Животные снижали свою жизненную активность. У них угасал интерес даже к пище и особям другого пола. Причем если упрощались условия опыта (выход можно было найти достаточно легко — скажем, выскочить в соседнюю клетку или нажать на рычаг), только двадцать процентов предпринимали попытки спастись.

Ученые предположили, что эти двадцать процентов в течение своей жизни сумели выработать устойчивость к неудачам, к сохранению потребности в поиске. Именно поэтому они ищут решение вопреки всем неудачам и разочарованиям. Даже вопреки своему же отрицательному прогнозу. Ведь внутренняя беспомощность — это отказ от поиска, отказ от творчества. Конечно, не все в жизни просто и однозначно. Однако, если детей постоянно настраивать на то, что не стоит пробовать решить новую задачу (не только математическую, а и любую жизненную) новым способом, если известные не подходят,        т.к. это может привести к неудаче, они навряд ли научатся верить в свои творческие возможности.

Отставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *