Такое непростое взросление

Типичное психологическое переживание подросткового возраста — комплекс «гадкого утенка», недовольство пропорциями тела, недоразвитостью мышц, формой лица, носа, молочных желез у девочек, представление о малых размерах полового члена у мальчиков.

В этом периоде подросток является настоящим «рабом нормы», и малейшее отклонение от групповых стандартов в манере держаться, прическе, одежде резко обостряет его чувство несостоятельности, лишает уверенности в себе. Одновременно с этим растет желание стать индивидуальностью, выработать свою манеру держаться, прическу, одежду, быть «не такой (таким), как все…».

Подросток соткан из противоречий. Он находится в по­стоянной неустойчивости, с переходами от безудержного веселья к унынию, от чувствительности к оценке другими своей внешности, способностей, умений к излишней самоуверенности, критичности и пренебрежению мнениями других. И тонкая чувствительность уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость — с развязанностью, желание получить признание других — с бравированием независимостью, фантазирование и мечтательность — с рационализмом и прагматизмом.

Распадается «детское Я», детский характер, разбивается панцирь, защищающий старое, привычное представление о себе. О своем теле, о своем «Я», представление о мире и людях вокруг… И в этот период подростку трудно. Он растерян. Ему больно. Он теряет себя, живет беззащитно. Поэтому он сжимается, стремится стать «ничем». В это время идет протест против мира взрослых, включая и собственных родителей.

Как важно в этот период настроиться на «подростковую волну», обладать определенной симпатией к подросткам, искренним интересом к их жизни, мечтам и тревогам.

Вы настроились? Вам интересны разговоры подростков? Вы их не боитесь? Хорошо. Значит, поставьте себе первый плюс. А вы сами интересны подростку? Располагаете к себе? Второй плюс. И вы быстро реагируете на ситуацию в контактах с подростками, можете быстро перейти от шутливого и свободного общения к директивному, строгому? От выслушивания — к действию? Ставьте себе третий плюс. За умение становиться в позиции «над» и «рядом». Четвертый плюс поставьте себе, если вы сохраняете дистанцию, умеете сопереживать, но не допускаете фамильярности. Вы учитель жизни. В том числе и общения. Гибко, не отталкивая, переключайте любовь и симпатию к себе на любовь и симпатию к близким и друзьям.

Вы управляете своими чувствами, мыслями и действиями, а не захватываетесь ими.

И последний, пятый плюс. Подросток может вас про­воцировать на наказание (конечно же, в его глазах несправедливое. А что еще ждать от взрослых?). Осознаете это? Осторожны? Не поддаетесь на провокации? Пятый плюс.

Вы — модель поведения. Не идеальная, а реальная. И эти пять плюсов — необходимое условие взаимопонимания.