Категории психологических состояний человека

Нередко оказавшись в сложной, непредвиденной ситуации мы ведем себя каким-то неожиданным образом для самих себя.

Иногда удивляемся, оценивая поведение кого-то из знакомых «такой серьезный человек и вдруг…» или «Она, вообще-то такая скромная, а тут…». В нас одновременно уживаются «разные люди». Э. Бернс: В своей книге «Игры, в которые играют люди» писал о том, что у каждого человека есть некий набор поведенческих схем, связанных с определенными психологическими состояниями. Репертуар этих состояний Э. Бернс разбил на следующие категории.

  1. Родитель. Рассматривает жизнь через призму норм, правил, традиций и хочет того же от других. Всегда готов критиковать, поучать, морализировать. Выступает либо как Надзиратель, следящий за нормами, подавляющий страх, нежелательное поведение. Либо как Кормилец, оказывающий поддержку, защищающий, имеющий для этого необходимое могущество и власть. Сильными сторонами Родителя являются уверенность в правоте своих требований, авторитетность, способность к защите и покровительству. Слабыми сторонами Родителя являются его безапелляционность, догматизм, сознание превосходства и права карать. Знаки превосходства могут быть явными. Это и оскорбление другого («Невежа… глупец… лжец»), и пренебрежение («Да брось ты, чего так разволновался?»). Могут быть скрытыми и смягченными. Например, фраза «Разве ты не понимаешь, что…» означает, что я-то понимаю, а вот ты — нет. «Ты не обижайся» означает, что я лучше знаю, какие чувства у тебя должны быть. Превосходство может быть выражено с доброжелательностью, простотой в общении, когда идет нарушение этикета и правил общения без согласия партнера. Начиная со снисходительного похлопывания и доверительного обнимания и заканчивая бесцеремонным вторжением к тебе с компанией развеселых незнакомых людей. Знаки превосходства могут быть замаскированы обидой, справедливым или вероломным обвинением, юмором. Либо простой неблагодарностью или передачей сплетни.
  2. Взрослый. Это позиция делового человека, стремящегося к целесообразности своих действий и поведения, к эффективному взаимодействию с людьми и природой. Взрослый всегда готов к предвидению, рациональному планированию. Уже в детстве мы можем проявлять своего Взрослого как любознательного Маленького профессора, который впоследствии превращается в компетентного Рационалиста. У позиции есть сильные стороны — точный расчет действий, трезвость оценок, понимание относительности любых суждений и догм, контроль над своими действиями. Неприятные стороны позиции Взрослого — его излишний скептицизм, скованность, заторможенность, бедность фантазии, «сухость». «Умножая знания, мы умножаем скорбь».
  3. Ребенок. Эта позиция возникает у человека тогда, когда он живет эмоциями, мечтаниями, потребностями. Он становится раскованным, непосредственным, импульсивным. Это сильные стороны этой позиции, которые определяют творчество, созидание, наслаждение жизнью, наше любопытство и жизнерадостность. В этот момент мы спон­танны, очаровательны и привлекательны. В то же время у позиции Ребенка есть и неприятные стороны — пугливость, беспомощность, неуверенность, несдержанность, излишняя доверчивость и наивность.

В каждый момент времени человек обнаруживает одно из этих состояний «Я»? Каждый носит в себе Родителя, Взрослого и Дитя. И они четко отделены друг от друга.