Учиться помогать друг другу

В формировании трудолюбия у детей решающая роль принадлежит родителям, семье. К. Д. Ушинский справедливо писал, что лучшая форма наследства, оставляемого родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание трудолюбия, которое является одним из важнейших условий человеческого счастья.

С первых месяцев своей жизни ребенок имеет возможность наблюдать за разносторонней деятельностью старших; хотя сначала и неосознанно, но усваивает, что без труда не может быть и никаких результатов. По мере того как ребенок подрастает, овладевает двигательными и другими умениями и навыками, родители начинают приучать его к элементарному самообслуживанию и посильному труду. На первых порах это самые простые дела: положить свои игрушки на место, принести что-то старшим. В дальнейшем трудовые дела ребенка постепенно усложняются: он приучается самостоятельно умываться, одеваться, убирать свою постель.

Если родители специально преследуют цель воспитывать малыша в труде, уделяют этому внимание и время, спокойно и терпеливо показывают ему, что и как надо делать, ребенок воспринимает такое приучение охотно и как вполне естественное занятие. Этому в большой мере способствует свойственное всем детям желание подражать взрослым, а также стремление к самостоятельности. Уже к трем годам часто можно слышать от ребенка выражение «я сам», которое подкрепляется настойчивыми попытками выполнить то или иное дело. В этих случаях важно не отбить у малыша охоту к самостоятельным действиям, помочь ему или тактично переключить его интерес на более доступные занятия.

Во многих семьях, где царит действительно трудовая атмосфера, детей с дошкольного возраста привлекают к посильному бытовому труду. Это может быть мытье посуды, участие в уборке квартиры, уход за комнатными растениями и многое другое. Учитывая возможности ребенка, родители подробно объясняют ему смысл и характер работы, помогают, когда требуется, проявляют снисходительность при неудачах, поощряют успехи и достижения. Важно с раннего детства внушать сыну или дочери, что в семье все должны помогать друг другу, каждому надо делать то, что он может, чтобы всем было хорошо.