Театр для детей и взрослых — первый шаг к крепкой семье

В декабре 2016 года в формате семейного театра прошёл благотворительный спектакль «Крокодил», который покажут повторно в канун предстоящих новогодних праздников. Весной зрители увидят на сцене «Сказку о царе Салтане» Пушкина. 

Идейным вдохновителем стало региональное отделение общественной организации «Союз женщин России» – четыре года подряд оно выигрывает президентские гранты на социально значимые проекты, среди которых Интернет-журнал «Семья Ямала» и «Школа семейного чтения и театра». Семейный театр – особенный жанр, в нем как старшие так и младшие учатся сотворять ту среду, атмосферу, при наличии которой возможно провести очень важную в семейном воспитании передачу открытости эмоций и искренних отношений. В нем родители и дети могут быть и зрителями, и артистами.

К тому же ямальцы вдали от культурных центров, где через театр уже сложились традиции и этому искусству уделяют больше внимания. А гастроли маститых актеров на северах не могут восполнить потребность ямальских детей и их родителей в творческой реализации.

Обратимся к истории

В дореволюционной Руси каждая знатная семья имела свой театр. Актёрами в нём были подневольные крепостные крестьяне. Одной из самых популярных к концу 18 века была труппа графа Шереметева. Он не жалел времени и средств на расширение репертуара и покупку новых нарядов. Задолго до отмены крепостного права некоторые его актёры получили вольные. А сам Николай Петрович женился на своей бывшей крепостной актрисе Прасковьи Ивановой, известной под псевдонимом Жемчугова.

Домашние спектакли были одним из самых любимых развлечений и у аристократов 19 века. Мало того, на театральных подмостках блистали поэты и писатели. Александр Пушкин, например, играл не только в кругу семьи, но и у своих друзей. Он часто бывал в усадьбе Приютино в гостях у президента Петербургской академии художеств Алексея Оленина, отца той самой Анны, которой поэт посвятил стихи «Я вас любил…». Здесь собирались люди искусства, чтобы послушать басни Ивана Крылова, поиграть в шарады в живых картинках (когда зрители должны отгадать слова по содержанию представления), поучаствовать в любительских спектаклях. Однажды Пушкин сыграл роль мичмана Альнаскарова в комедии «Воздушные замки» Ивана Хмельницкого.

Увлечение любительскими спектаклями не обошло стороной Михаила Лермонтова, Ивана Тургенева, Льва Толстого, Антона Чехова. Брат последнего Михаил вспоминал, что «в домашних спектаклях Антон был главным воротилой».

Судьбоносным увлечение семейным театром стало и для Михаила Булгакова. Мать Варвара Михайловна, выступавшая в качестве режиссёра, всегда привлекала сына к исполнению самых разных ролей. В 12-летнем возрасте он сыграл в сказке Лешего и атамана разбойников. Близкие вспоминали: «Миша был неизменным участником всех семейных праздников-именин. В изобретательности сюжетов Миша был неистощим. Кроме того, экспромтом писал небольшие рассказы, которые вызывали безудержное веселье и смех».

Хотя после октябрьской революций людям стало не до актёрских забав и праздников, наступили лихие времена гражданской войны!

Сергей Завальный, театральный режиссёр — автор спектакля «Крокодил», не соглашается – неправда! Как раз самое интересное было после революции. Читаем А. Толстого «Хождение по мукам», на фронте солдаты создают театр и играют Шиллера «Разбойники», театр выходит из залов на площади — Вс. Мейерхольд, агтитпоезд и «синеблузники», появляются новые школы театра и кино. Театр открытый публичный был по своей мощи в то время подобно сегодняшнему интернету. А ведь именно «Крокодил» (1916-1917гг) совершил революцию в детской литературе, напичканной сусальными и гламурными сказочками. И Чуковскому было непросто как до революции, так и после неё. Эту сказку запрещали — читаем статью Н.Крупской «О «Крокодиле» Чуковского» (1928г).

Семья и театр

В Советской России к семейному театру обращались не раз и он воплотится в детском театре, в театре юного зрителя. Но чтобы театр мог охватить и объединить родителей и их детей стало возможным впервые в начале 90-х в Санкт-Петербурге. И сегодня в этом направлении работает «Театр поколений» имени Зиновия Корогодского. А в Москве с 2008 года проходит фестиваль семейных театров.

– Так что новизны в нашей идее нет, – говорит режиссёр Сергей Завальный. Именно он ставит спектакли в рамках проекта «Школа семейного чтения и театра».

По словам Сергея Витальевича, возродить семейные спектакли необходимо.

– Это некий спасательный круг, негласный договор между родителями и детьми, когда мамы и папы не синхронизируют ребёнка с собой: будь таким, как я, отец или дед, а будь собой. Это диалог, межпоколенческая связь, – утверждает режиссёр. – Нечто уникальное мы ощутили, когда играли в «Крокодиле». Несколько месяцев репетиций, тяжёлого упорного труда. Зато какая царила атмосфера. И ведь людям абсолютно из разных географических мест постсоветского пространства вместе с детьми почему-то захотелось оказаться в этом пространстве, пропитаться энергетикой закулисья.

Успех вдохновил режиссёра и авторов проекта продолжать в том же духе.

– Мы долго искали материал и «замахнулись» на «Сказку о царе Салтане». Хотим затронуть социально-психологические проблемы. Наша задача – НЕ разжевать И НЕ разложить по полочкам, а отдать зрителям то, что мы сами освоим и чувствами, и умом. Донести!

Репетиции спектакля планируют проводить на базе детской школы искусств ямальской столицы — города Салехарда. «Крокодила» в своё время репетировали в Центре детского творчества «Надежда», а костюмы предоставил окружной центр национальных культур.

– Нам всегда идут навстречу, – отмечает Сергей Завальный. – То же и с театральной мастерской. Занятия будем проводить в школе искусств и в Обдорской гимназии – родители и педагоги обратились с просьбой задействовать ребятишек в творчестве. Это будет дополнительный ресурс для нашей волонтёрской труппы. Мыпопытаемся с помощью спектаклей обратить внимание на разные проблемы, в том числе межкоммуникативные. Не просто играть и иллюстрировать, а рассказывать о том, что нас волнует. Попытаемся выбирать такой же добротный материал, как сказки Корнея Ивановича Чуковского и Александра Сергеевича Пушкина. Планы грандиозные.