Семью сплотить сумеет мудрость книги

Семья – это особый социальный институт, вводящий ребёнка в мир культуры, в том числе и читательской. Первая встреча человека с книгой происходит в семье в раннем детстве (благодаря чтению вслух, рассказыванию сказок и т.д.). Семейное чтение — прекрасная традиция, это всегда развитие души человека, развитие его личности. Литературные произведения вводят читателя в самое сложное – в мир человеческих чувств, переживаний, отношений, поступков, мыслей, характеров. Они учат вглядываться в личность, видеть и понимать его, они воспитывают человечность. Вы не найдёте такого ребёнка, который пройдя очередной уровень в компьютерной игре, захотел бы стать добрее или благороднее, как это бывает после прочтения хорошего произведения.

Современное поколение родителей – это чаще всего люди, которые сами не читают или читают прагматически. Поэтому перед педагогами дополнительного образования встаёт двойная задача — воспитание, и детей, и родителей, потому что семейные традиции чтения – это одно из самых благотворных воспитательных средств.

Наша газета «Колесо обозрения» — литературно-художественное информационное издание. Выходит с 2012 года, 1 раз в два месяца, тиражом 5000 экземпляров. Она стала актуальной именно в семейном чтении, так как содержит художественные произведения литературы и журналистики. Мы тесно сотрудничаем с родителями, семьёй.

Газета призвана удовлетворять запросы самых широких кругов читателей, знакомить их с наиболее значительными произведениями юных авторов литературного творчества и журналистики, способствовать формированию эстетического вкуса, нравственных принципов, высоких моральных качеств, содействовать отдыху и досугу.

Читательское назначение нашего издания очень широко так как привязано к городской газете «Правда севера»

Кроме газеты «Колесо обозрения», еще журналистами выпускается газета по здоровому и правильному питанию «АBCДДТейка» и молодежный журнал «66 параллель», а так же дети издают отдельные авторские сборники, альманахи, видео журнал «Новые горизонты».

Любое наше издание — важнейший вид документа, источник информации, сделанный руками детей, универсальное средство социальной коммуникации, а это значит она может служить источником и для семейного чтения.

Стало традицией встречаться всей семьёй в литературной гостиной, где мы проводим авторские вечера, встречи с интересными людьми. Мы учимся не только обмениваться информацией, но, и слышать, и слушать друг друга..

Чтение газеты вслух, совместный просмотр спектакля доставляют радость ребёнку, от совместных переживаний, впечатлений, творческих фантазий и предположений. Как важно поделиться этими впечатлениями с близкими людьми и увидеть реакцию на тот или иной эпизод произведения, мероприятие, спектакль.

На базе нашей организации создаются национальные проекты возрождения традиций. И один из них выступает с лозунгом: «Литература малочисленных народов для семейного чтения». Мы пропагандируем на страницах нашей газеты творчество представителей коренных народов севера. Участвуем в окружных конкурсах литературного творчества «Золотое перо», «Гостеприимный Ямал», «Всем хорошим во мне я обязан книгам», «На острие пера» и других.

Публикуем в своей газете рассказы и стихи юных авторов округа. Публикуем произведения авторов ЯНАО: Леонида Лапцуя, Анны Неркаги, Романа Ругина, Нины Ядне, Юрия Афанасьева и др. Делаем книжки-малышки на ненецком и русском языках, наши художники иллюстрируют их.

Не менее интересный проект «Семья и театр», дети вместе с родителями прочитывают сценарий, обсуждают, продумывают исполнение. Очень актуально сейчас ставить театрализованные представления на темы сюжетов местных авторов. Это театральные постановки «Олень и жизнь ненца», «Межвежий праздник», «Ворна хат», «Непослушный оленёнок».

Как мы видим, семейное чтение — это личностно-смысловое образование. С появлением компьютеров и телефонов, чтение стало терять актуальность, но ведь это чуть ли не самый важный период в становлении личности. Пока ребёнок мал и не умеет читать сам, за него это делают взрослые, но как только овладел навыками чтения, сразу отправляется в самостоятельное плаванье. И чтобы ребёнок научился хорошо «плавать» покупайте книги, интересные по содержанию, играйте с ним: намеренно исказите содержание прочитанного, чтобы проверить, как ваш малыш запомнил текст. Уверяю вас, в следующий раз рядом с вами будет очень благодарный и внимательный слушатель. Рассказывайте детям интересные и запоминающиеся истории из своей жизни и авторов книг. В знакомых произведениях взрослый может читать от лица автора, а ребёнок изображать сказочных героев. Впоследствии можно перейти и к постановке домашних спектаклей. Отражайте впечатления от прочитанного в рисунках.

Обязательно читайте сами. Если ребёнок с малых лет видит читающих родителей, то он будет бессознательно копировать их модель. Стараясь привить своим детям желание читать книги, играйте с ними, выдумывайте, творите. Дети входят в мир книги ещё совсем несмышлеными крошками, и от того, как мы этот мир для них обустроим, зависит, как сложатся их дальнейшие отношения с книгой, полюбят ли они читать настоящую, большую литературу. Результат стоит усилий с нашей стороны. Ведь читающие дети – это умные дети — гордость семьи!