О книге в моей семье… (Шагижигамова Гульзифа)

…В углу класса, слева от двери, стоял заветный жёлтый полированный шкаф с стеклянными дверцами, который почему-то запирался на маленький ключик. На перемене мы гурьбой подходили к нему и через стекло разглядывали, как рядком стоят они, КНИГИ, ровненьким рядком, дожидаясь, вероятно, нас, своих читателей.
 
Пока мы только смотрели, скорее созерцали и с нетерпением ждали того дня, когда она, наша первая учительница, подойдёт и откроет дверцу шкафа, чтобы каждый мог взять себе ту книгу, которую давно облюбовал. То ли по интересному названию, то ли по знакомому автору, то ли по красивой обложке. Не помню… Наконец-то этот долгожданный день настал. Как ни странно, я до сих пор помню его до малейших подробностей. После третьего урока мы сходили в так называемую столовую (закуток около печки в коридоре с одним столом), как обычно попили тёплый чай из железных белых эмалированных кружек с кусочком хлеба, густо намазанным яблочным повидлом. Затем учительница подозвала нас к открытому шкафу и раздала каждому по одной книжке с самой верхней полки. Это были книги, посвящённые жизни В.И.Ленина.
 
Домой в тот день я, казалось, не бежала, а летела: мне так хотелось, чтобы мои родные увидели, как я буду доставать из своей сумки первую, самую заветную в своей жизни книгу из библиотеки и начну читать.
 
В тот вечер «Детство Ильича» было перечитано мною от корки до корки. Еле дождалась прихода с работы отца. Хотелось, чтобы он послушал, как научилась читать его младшая дочка, и чтобы непременно похвалил. Мне, маленькой восторженной девочке, так было важно именно отцово мнение. Имея четыре класса, мой отец, очень много в своей жизни переживший, всегда хотел, чтобы его дети получили образование. И когда он заставал нас за книжками, то очень этому радовался.
 
Впоследствии книги из желтого шкафа-библиотеки до конца третьего класса были мною перечитаны, кажется, все до одной. Всё это было в далёком 1972 году, когда я училась в начальной школе в маленькой деревне Казакулово Курганской области. Думаю, что любовь к чтению, особое отношение к книге появились у меня именно с детства. Не случайно, что самым любимым уроком стал урок литературы, где ученику всегда даётся возможность высказать своё мнение, поделиться впечатлениями о прочитанном. Поэтому, не особо задумываясь, выбрала профессию учителя русского языка и литературы.
 
Помню, после занятий в институте мы часто ходили в книжный магазин. На стипендию покупали необходимые для учёбы пособия, различные словари, а если повезёт, то и дефицитные по тем временам книги как отечественных, так и зарубежных авторов. Именно тогда начала формироваться моя личная библиотека. А детские книжечки, которые стоили-то тогда какие-то копейки и которые были у меня к окончанию учёбы в большом количестве, пригодились, когда у меня появились своя семья и дети.
 
Какую роль играют книги в моей семье, когда XXI набирает обороты, когда звучит вопрос, есть ли у книги будущее, когда кажется, что чудеса, сотворённые разумом и руками человека, способны вытеснить книгу из жизни? Знаю и смело могу предположить, что не последнюю. На мой взгляд, значение книги, её роль никогда не будут переоценены.
 
В нашей семье читают все. Муж – человек очень серьёзный, поэтому и литературу предпочитает серьёзную. Любит читать книги, отдавая предпочтение произведениям, посвящённым истории нашей страны. Когда 12 лет назад переехали на Ямал, первым делом проштудировал литературу по истории и географии ЯНАО. Потом он даже часто выступал в роли консультанта, когда дочери обращались к нему с просьбой или с вопросом, связанным с каким-нибудь историческим событием или лицом, или в роли экзаменатора. Если девочки затруднялись в ответе, он начинал их стыдить. Те в свою очередь бросались к энциклопедиям, учебникам. Отец торжествовал. Бывший « двоечник», как он себя условно называет, вследствие того что в своё время не получил должного образования, преподал дочерям очередной урок по истории. Обострённое чувство любви к своей родине, патриотизм (может, это и звучит пафосно) в нём развито очень сильно. Любимые фразы, которые он часто повторяет, – «Умом Россию не понять, в Россию можно только верить» или « За державу обидно». Есть в нашей семье книга, к мы относимся с особым трепетом. Это «Живая память Афгана», посвящённая 10-летию вывода советских войск из Афганистана. Эта книга издана по заказу военного комиссариата Курганской области, в неё занесены имена всех участников афганских событий. Также ещё раз на её страницах увековечена память о павших в Афганистане наших земляках-курганцах. В этой книге можно прочитать краткие, скупые рассказы-воспоминания участников войны. А дневники комбата майора Владимира Викторовича Усманова и старшего лейтенанта Александра Фёдоровича Скрипеля, повесть афганца В.Устюжанина «Жестокий ветер «Афганец»» — это не только какие-то картины, эпизоды, рассказывающие о героях в будни войны, но и строки, которые обжигают сердце, заставляют по-другому смотреть на мир без войны. В душе происходит переоценка взглядов на некоторые вещи в нашей жизни, и всё больше утверждается мысль, что на свете нет ничего дороже человеческой жизни и мирного голубого неба. Это жестокая память и вечная боль. Чего только стоит увидеть фотографии ветеранов с особым взглядом, проницательным, пронизывающим, таким взглядом, который не забывается. Невольно наворачиваются слёзы, когда читаешь стихи:

 

Мы ранены Афганистаном,
Отравлены его туманом,
У нас в домах распылены
Простые ужасы войны,
Войны диковинной и странной,
Невнятной, как душа душмана,
Безмерней горя и вины
Работы «чёрного тюльпана».
Что зарубцует эти раны-
Какая быль, какие сны?

 

А если они посвящены матери — тут комок в горле:

 

Облака плывут куда-то:
Что им до людей…
От восхода до заката
Много- много дней.
Стать бы облачком, забыться.
Улететь домой,
Тёплым дождичком пролиться
Тихо над тобой.
 
Строки, выстраданные войной, никого не оставят равнодушными. Такие книги, на мой взгляд, должны обязательно читать подростки. Это своего рода уроки мужества, патриотизма, уроки нравственности.
 
На данный момент меня, учителя литературы, беспокоит то, что дети, погружённые в виртуальный мир всемирной паутины, не читают или мало читают, зачастую обходясь чтением произведений в сокращённом варианте. Об этом уже говорят повсюду: на страницах газет, журналов, в телеэфире. Действительно, это всеобщая беда, и с этим нужно и надо как-то бороться. Думаю, здесь корень зла кроется и в семье. Если родители не читают, не уделяют в воспитании своих чад должное внимание семейному чтению, то откуда у ребёнка появится интерес к этому занятию. Особенно удивляют те взрослые, чьи личные библиотеки в основном состоят из бульварных романов и модных журналов, которые потом сокрушаются, что их дитё не воспринимает классику. Опыт чтения, его качество нужно развивать с самого раннего детства. Должен быть пример. Недаром советуют петь колыбельные песни, читать сказочки ребёнку ещё тогда, когда он находится в утробе матери.
 
Учёные-генетики утверждают, что в организме человека есть ген, который отвечает за его походку, вероятно, и то, что есть ген, который отвечает за нашу любовь и нелюбовь к чтению. Может, в скором будущем генная инженерия дойдёт до того, что придумает таблетки для чтения, потому что появится такая необходимость. А пока мы не дошли до этого, нужно бороться с этой бедой. Не может быть безвыходных ситуаций! Из своего личного опыта я точно знаю, если бы я не обращала должного внимания семейному чтению, то мои дочери не читали бы. Однажды моя старшая дочь призналась мне, что с детства запомнила фразу, которую, кстати, я часто повторяю своим ученикам. «Чем больше человек читает, тем больше он знает». Именно эта фраза послужила ей толчком, отправной точкой, чтобы знать много и писать грамотно. С моей стороны не надо было напоминаний, что надо читать и как читать, я тихо радовалась при виде того, как она с удовольствием читала «Войну и мир». Читала вдумчиво, внимательно, иногда обращаясь ко мне за комментариями. Мы старались в это время не мешать. Прикрывали дверь в её комнате, приглушали звук телевизора. Потом помню, она изъявила желание прочитать «Коран», объясняя это тем, что она не очень компетентна в вопросах, касающихся нашей религии. Это тоже порадовало, ведь чтение духовных книг даёт много для нравственного развития личности. Огорчалась, когда младшая дочь заявила, что не любит читать Гоголя. Но всё-таки осилила «Мёртвые души» (замечу: не в сокращении), чему она очень радовалась. Конечно, не всё ею тогда было понято в этом сложном для сознания подростка-девятиклассницы произведении. А мой ответ ей, что И.А.Бунин перечитал «Войну и мир» пятьдесят раз. Посмотрела удивлённо, но сделала правильные выводы для себя…
 
Девочки наши выросли. У них уже свои семьи, у каждой своя домашняя библиотека…Внуку почти 4 года, и он сам выбирает книгу, которую ему перед сном будут читать папа или мама… А я тихо радуюсь, когда он мне читает в трубку знакомое: Белая берёза под моим окном…
 
Сейчас, чтобы помочь родителям, их детям, учителям, библиотекарям разобраться в изобилии детской литературы, выпускаемой в различных книжных издательствах, создали каталог «100 новых книг для детей и юношества, которые должны быть в каждой библиотеке». В этот каталог попали самые достойные книги, выпущенные на свет за последние годы. Так говорят создатели каталога. Хочется в это верить. Иногда, бывает и такое, что мы обманываемся, выбирая книгу незнакомого автора по красочному оформлению, по безупречному качеству полиграфии. Начнёшь читать – и сразу отложишь в сторону! Поэтому я не изменяю своим вкусам. Люблю перечитывать классику, особенно рассказы Чехова, Тургенева, Бунина. Литература XX века в лице В.Астафьева, А. Солженицына тоже очень мне дорога. «Людочка» и «Матрёнин двор» — эти произведения приводят в такое состояние, что невозможно объяснить словами, но понятно одно, приходит осознание того, что надо пересмотреть что-то в своей жизни, изменить своё отношение к некоторым вещам.
 
…Оглянемся вокруг… XXI век стремительно набирает обороты. Какое место будет занимать книга в нашей жизни, зависит только от нас. Будет преступлением, если в воспитании своих детей, мы, родители, проигнорируем КНИГУ. Поэтому, друзья, пока ещё не поздно, найдите время, возьмите книгу и позовите своего ребёнка! И пусть это станет традицией вашей семьи!

 

Шагижигамова Гульзифа Ахмадулловна,
учитель русского языка и литературы