Сказка на ночь (Смирнова Ирина)

Нет сказок лучше тех, которые
создает сама жизнь.
Ганс Христиан Андерсен

Что помнит человек с самого рождения- улыбку матери, заботу родителей, тёплые заботливые руки бабушек, колыбельные песни и СКАЗКИ. Вся мудрость человечества в легкой и доступной форме просматривается в сказках и притчах. В любом возрасте они интересны и поучительны. Очень важно (по мнению психологов и специалистов по детскому чтению), чтобы родители приобщали своих детей к чтению, уделяя ему в день 20-30 минут. А самое первое знакомство ребёнка с книгой начинается со сказки. Сказка проходит через всю жизнь человека -ему читают, он читает и сам читает свои детям и внукам. Согласна с мнением, что в сказках собрана мудрость народа, думаю, что формируется у ребёнка и национальная идентичность, а через образы героев сказок, даже в образе животного — проектируется образ человека, познаётся сущность человека. Поэтому так важно, чтобы чтение сказок сопровождало ребёнка не только в младшем возрасте, а с помощью родителей плавно переходило в чтение литературы соответственно возрастным особенностям детей.
Многие родители считают, что научившись читать в школе, ребенок должен самостоятельно читать книги и что читать вслух детям, умеющим читать самостоятельно — это лишняя трата времени.
Большинство родителей, ссылаясь на свою занятость, не только не читают своим детям вслух, но и не контролируют, что и как их ребёнок читает. Вывод напрашивался сам собой – необходим личный пример. Школьная библиотека осуществила проект «Сказка на ночь», который должен был показать родителям как важно для них приучить своих детей к постоянному чтению, любить хорошие книги и что даёт самим родителям чтение вслух детям. Основа проекта — сказка. Опробовать проект решили на новом многоквартирном доме, где живет много разновозрастных детей. Зимними холодными и тёмными вечерами, мешая жильцам отдыхать после трудового дня, дети проживающие в подъезде носились, играли на лестничной площадке, шумели, рисовали на стенах, не знали чем себя занять.
С учащимися, проживающими в этом же доме написали красочное объявление, обошли квартиры, рассказали о своём проекте.
На площадке второго этажа, в назначенный день и час, состоялись первые громкие чтения сказок народов России из серии «Гора самоцветов». На чтения были приглашены все жильцы дома- дети, родители и даже гости с другого подъезда. Все пришли со своими стульями. Сказки слушали с удовольствием, дружно отвечали на вопросы после прочтения. Всё мероприятие заняло около 30 минут. В конце мероприятия, как в сказке, состоялась раздача конфет (по одной каждому, кто слушал). Для родителей были изготовлены и розданы буклеты «Читайте детям вслух». Всем на- столько понравилось, что захотелось продолжений чтений. В течение зимних месяцев (с ноября по февраль включительно) в доме на площадке каждую субботу и воскресенье проходили громкие чтения сказок и притч. Некоторые взрослые, тайком стояли на лестнице и тоже слушали, иногда приводили с собой гостей. В ходе проекта мы читали не только сказки народов России, но и притчи народов мира. Обсуждали поступки героев сказок, отгадывали загадки, отвечали на вопросы мини-викторин.
Почему мы выбрали сказки из серии «Гора самоцветов»? Сказки народов России дают представление детям на сколько Велика и разнообразна наша страна, как много народов населяет её и как важны добрососедские отношения на фоне конфликтов на межнациональной почве по всему миру.
По моему мнению, сказка самый простой и доступный способ научить детей отличать добро от зла, распознавать глупость и мудрость, преодолевать невзгоды и трудности в реальной жизни. А чтение вслух сказок взрослыми развивает у детей умение слушать, умение фантазировать. А самое главное знакомят с малых лет детей с системой человеческих ценностей и отношений, с правилами и нормами поведения в обществе, воспитывают человека и гражданина.
Важно сделать самый первый шаг. И он может быть совсем простым, который любой человек (необязательно библиотекарь или школьный учитель!) может предпринять прямо сейчас. Начните читать детям вслух. Начните со сказок на ночь. Ведь сказка – это самый короткий путь к взаимопониманию и самое главное причастность каждого участвующего в этом действии- к укреплению семейных отношений. Через сказку начинается диалог с малышом, потом через детскую литературу с подростком. Самое главное в воспитании это разговаривать со своим ребёнком, слушать и услышать его. Дать ребёнку после прочтения сказки или другого произведения высказать своё мнение, сформулировать свою мысль, что у современных детей это настоящая беда- разучились разговаривать литературным языком, присутствует набор разговорных штампов. Совместные переживания родителя и ребёнка при прочтении произведения это узнавание своего растущего чада, познание его как личности, раскрытие его интересов, его позиции на поступки литературных героев. Родитель и ребёнок становятся ближе друг к другу, дети чувствуют, что они уже интересны не как маленькие дети, а к ним прислушиваются как к нарождающейся личности.
Мы получили не большой, но результат. И мы гордимся свои проектом. Он был кратковременным, но после летнего отдыха ко мне подходили жители посёлка и спрашивали, когда мы возобновим читать сказки.
В нашем доме стало не так шумно, перестали писать на стенах. На сегодняшний день четверо ребят и один взрослый (родитель) из нашего дома стали регулярно посещать школьную библиотеку, двое родителей возобновили свои походы в сельскую библиотеку, где небыли уже более двух лет. Но самое главное, что показал проект, это совместное действо- чтение! Мы надеемся, что после нашего проекта многие родители по-другому взглянули на воспитание своих детей. Сейчас мы разрабатываем очередной проект, по которому и в других многоквартирных домах нашего села будем организовать громкие чтения для детей и взрослых. Это могут быть не только сказки и притчи, но и другие произведения. Я считаю, что в наших северных условиях, когда после работы не до библиотеки, библиотека должна прийти к своему читателю.

Автор работы: Смирнова Ирина Юрьевна
МБОУ Новопортовская школа-интернат имени Л.В.Лапцуя»