Книги моего детства (Бехтер Валерия)

«Книги — корабли мысли,
странствующие по волнам времени
и бережно несущие свой драгоценный груз
от поколения к поколению…»
Фрэнсис Бэкон

Многие из нас помнят, как в детстве, когда были маленькими, просили маму рассказать сказку, потом сами учились читать. Как это было мучительно, долго и трудно! Как мы радовались, когда у нас получалось правильно прочитать слова и даже целые предложения! А потом, как мы сами читали свои первые книги…
У меня в детстве было много книжек: толстых и тоненьких. В тонких были детские сказки, написанные крупными буквами, в которых было множество ярких иллюстраций, а в толстых больших книгах более взрослые произведения, которые совсем не привлекали меня. Первыми моими книгами, конечно, были сказки, которые сперва читали мне родители, и которые потом я перечитывала сама. Это были и русские народные сказки, сказки Братьев Гримм, Шарля Перро, Андерсена.
Чуть позже я стала читать Линдгрен, Волкова, Успенского, да всех, наверное, и не перечислить! Благо с книгами в моей семье никогда не было проблем. Во время чтения, мы перевоплощаемся в героя книги, живем его бедами и радостями, заботами и удачами, вместе с ним делаем жизненные открытия и выводы из них. А потом закрываем книгу и возвращаемся к самим себе. Так, читая сказки, я побывала в Африке вместе с Айболитом, пыталась запомнить советы грозного Мойдодыра, летала над крышами с Карлсоном и представляла себя прекрасной принцессой, заточенной в замке…
Чем старше я становилась, тем сильнее менялись мои литературные предпочтения. Произведение, которое я прочитала в 9 лет, очень сильно меня впечатлило. Это была книга Лидии Чарской «Записки институтки». Эта повесть рассказывает о жизни воспитанниц Павловского института благородных девиц. Начинается книга с поступления Люды Влассовской, дочери героически погибшего отца, в институт в Петербурге, куда мать со слезами отправляет её из солнечной Украины. В институте все кажется чужим и неприветливым до тех пор, пока Люда не подружилась с грузинской княжной Ниной Джавахой. В книге рассказывается об их дружбе, приключениях и детских переживаниях. Девочки скучают по дому и ждут оттуда весточки, планируя, как поедут летом сначала на Украину, а затем на Кавказ. Но Нина до лета не доживает, мучительно скончавшись от чахотки. Бедная Люда трудно переживает смерть своей верной подруги. В книге подробно описана жизнь обучающихся в Павловском институте девочек: школьные переживания, ссоры и многое другое. Вторая часть книги посвящена выпускному классу Люды — переживаниям вокруг выпускных экзаменов, бала и будущей жизни. Третья часть рассказывает про жизнь Люды в роли гувернантки. Выпустившись из института с золотой медалью и потеряв во время обучения мать и брата, она должна работать в богатой грузинской семье князя Кашидзе — родственника её покойной подруги Нины Джавахи. Здесь Люда становится наставницей для троюродной сестры Нины и обретает новую семью. Читая эту книгу, я проживала жизнь вместе с главными героями. Я смеялась, плакала, радовалась вместе с ними. Для меня было счастьем прочитать эту повесть. Еще много дней в моей голове крутились отрывки из книги, много времени я обдумывала события, произошедшие с героинями и представляла, как бы вела себя на их месте. Прошло время, и я забыла об этой книге и о том, что в ней происходит.
Очень захотелось перечитать ее снова. Я открыла в этой повести очень многое, чего не замечала раньше, поняла много важных вещей и окунулась в ту невероятную атмосферу прочтения любимой книги. Конечно, потом я прочитала множество еще более интересных и волнующих книг, но эту, я буду помнить всегда. Я очень довольна теми книгами, которые были в моем детстве, поскольку, вероятно, именно они были не только моими лучшими друзьями, но и привили мне страсть к чтению.
Многие интересные книги давно пропали в паутине лет и теперь, я помню только сюжеты, напрочь забыв автора и название, но все равно я благодарна даже ставшим безвестным авторам, за ту радость, которую они мне подарили.