Книги моего детства (Огорелкова Валентина )

Каждый из нас, наверное, помнит свою любимую книгу детства, захватывающие приключения, происходившие с главными героями, эмоции, которые испытывали мы сами, переживая за героев. Все эти книги чему-то учили каждого из нас. Мальчиков вдохновляли на подвиги рассказы об отважных мушкетерах и путешественниках. Девочкам хотелось быть женственными и нежными, как принцессы и царевны в волшебных королевствах и царствах. А ещё нам хотелось быть такими же храбрыми, как Мальчиш – Кибальчиш, и такими же честными, как гайдаровский Тимур.
 
Истории героев книг формировали нас, лепили из нас личности, как из пластилина. А мы были октябрятами и пионерами и гордились этим званием. Но это было в прекрасном прошлом, это было тогда…
 
А что же сейчас? У меня есть внучка, которой 14 лет. Она в раннем детстве не любила читать книги, а мы не заставляли. Вдруг увидела в книжном магазине красиво оформленные книги и попросила купить. Эти книги были о первой любви. Почему? Возраст подошёл. Книг становилось всё больше, чтение пошло… Только вот всё об одном и том же – о любви.
 
А мне хотелось «переключить» её. Но как? Однажды я узнала, что у подростков пользуется большой популярностью книга Джорджии Бинг «Молли Мун и книга гипноза», и порекомендовала её своей внучке. Кто же главный герой в этой книге? Здесь мы видим девочку-сироту с рядом проблем: синдром недостатка внимания, социальная изоляция, асоциальное поведение, замкнутость, легкая инфантильность. С точки зрения взрослого, мы можем сказать, что такая книга не должна попасть в руки ребенку с еще не устоявшейся до конца психикой. По нашему мнению, такая книга может подтолкнуть ребенка к побегу из дома или же к асоциальному поведению, влекущему за собой отчуждение от общества, как это было с Молли Мун. Но если углубиться в дальнейшее чтение и изучение характера главной героини, то можно сказать, что эта девочка является олицетворением большинства современных детей. Главная героиня, как и реальные дети, имеет ряд положительных качеств, таких как воля, развитое воображение, любовь к животным, социальная адаптация, тяга к самосовершенствованию, доброта, готовность помочь другим. Все эти качества есть у каждого ребенка, но в большинстве случаев они подавляются жесткими требованиями взрослых, другими социальными факторами. Вот одна из проблем главной героини Молли Мун – это недостаток внимания со стороны взрослых. Да, у детей, растущих в детском доме, есть место синдрому недостатка внимания. Но только ли у таких детей есть этот синдром? У большинства детей есть родители, которые одевают их, кормят, дают деньги, но кто занимается воспитанием ребенка? Если спросить у каждого родителя сейчас, чем занимается его ребенок в свободное время, ответы будут самыми разными. Кто-то просто пожмет плечами, кто-то скажет, что их ребёнок «сидит» в компьютере или телефоне. А если спросить, когда родители в последний раз играли со своим ребенком в игры, читали совместно книги или гуляли по улице? Многие ли родители ответят на этот вопрос положительно? Зато стало модно водить ребенка к психологу. Психолог скажет, что ребенок здоров, и дело в самих родителях. И именно в этот момент плохим станет не только ребенок, но и психолог, который «не может, как следует, разобраться в проблеме». Но, хоть бы один родитель задумался о том, что нужно забрать у ребенка телефон и поговорить с ним, узнать о его успехах, о его друзьях, о прочитанных им книгах, погулять с ним, покататься на велосипеде, послушать его музыку.
 
Молли Мун, героиня книги, стала искать способ получения внимания. В ее случае это стало овладение гипнозом и приключения, на которые она отправилась. Молли нашла внимание в детях, окружавших ее, во взрослых, с которыми ей пришлось столкнуться из-за ее умения. Но реальные дети в реальном мире не могут похвастаться такими способностями и ищут другой выход.
 
Если ребенок перечитывает названную выше книгу снова и снова, если он нашел в этой книге себя, то родителям стоит подумать о том, что проблема заключается не столько в самом ребенке, сколько в его окружении. В этом смысле эта книга является находкой для родителей, так как помогает понять: что – то не так с ребенком. А если это понять вовремя, то можно многое исправить.
 
Теперь рассмотрим другую книгу, которую в детстве читали я и мои подруги, книгу Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». На ней выросло уже не одно поколение. Ее герой-автор познакомился с героем с другой планеты — Маленьким принцем. Он разговаривал с автором, задавал ему вопросы, рассказывал о своих приключениях, о своей родной планете, о розе, за которой ухаживал и которую «приручил». Этот маленький, не всегда веселый, но очень мудрый человечек, каждым своим словом показывал автору, насколько же глупы и пусты в большинстве своем взрослые люди. Они забывают о нежности, любви, заботе, о том, каково это – быть счастливыми и радоваться жизни, искренне улыбаться и смеяться. С возрастом они забывают о чувствах и помнят лишь о делах, работе, считая, что время для жизни и радости еще будет. Не это ли высшая глупость? Маленький принц, как и любой ребёнок, проявлял свои отрицательные качества: иногда вспышки агрессии, эгоизм. Но, положительных качеств у Маленького принца больше, и это обязательно заметит ребенок, читая эту книгу. Это настойчивость, богатое воображение, эмоциональная открытость, целеустремленность, умение любить. Маленький принц рассказывал о разных планетах, на которых он побывал. На каждой планете он описывает разных людей. Сейчас мы понимаем, что это было олицетворение пороков человека — гнева, эгоизма, жадности. Тогда нашему детскому сознанию эти пороки казались страшными, скучными. Нам, детям, хотелось никогда не становиться такими, как занятой человек или как одинокий король. При чтении этой книги у ребенка может возникнуть жажда путешествий, или любовь к искусству, а, может быть, желание писать картины, или рисовать хотя бы маленьких барашков. Книга «Маленький принц» побуждает ребенка к активности, к самосовершенствованию, познанию мира. Он может захотеть развить свою личность, не стоять на месте, двигаться вперед, подобно маленькому принцу. Но хотелось бы обратить внимание на Розу, которую так любил Маленький принц. Он ухаживал за ней, поливал, загораживал от ветра, солнца, выполнял ее капризы. То, что он делал для нее, можно назвать процессом его становления как личности. Маленький принц учился сам ухаживать за объектом его обожания. Ему никто не помогал, не напоминал о том, что нужно что-то сделать. Им двигало его собственное правило: «мы в ответе за тех, кого приручили» . Маленький принц сам, каждый день, каждым делом, формировал свою самостоятельность, свой характер и свою стойкость. Как бы сильно ни капризничала Роза, раздражая Маленького принца, он все равно понимал, что без него Роза погибнет. Его любовь можно сравнить с любовью современных детей к животным.
 
Что мы видим сейчас? Родители не разрешают детям иметь домашних животных, и дети подкармливают, гладят, ласкают бездомных животных. Им хочется иметь свою зверушку и заботиться о ней. Но что говорят родители? «Ты недостаточно взрослый! Ты не будешь ухаживать за питомцем!». Так откуда ребенку брать мотивацию для развития ответственности, если родители считают его еще не готовым к этому? Как ребенку учиться заботе о ком-то, если родителями уже с детства программируется несамостоятельное поведение. Такие дети, как правило, вырастают нерешительными, чрезмерно зависимыми от родителей. Если ребенку покупают собаку, что он начинает делать? Следить за питанием любимца, выгуливать его несколько раз в день, убирать за ним, воспитывать его. Из этих, казалось бы, мелочей формируется ответственность ребенка за себя и других. Сначала он учится быть ответственным за своего домашнего питомца, параллельно он учится быть ответственным за себя, за свои поступки, а потом уже и за других людей. После появления объекта, за который ребенок несет ответственность, он уже перестает быть маленьким и глупым человеком. Он уже становится взрослой, относительно самостоятельной личностью. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смены привычного школьного окружения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма делает подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. При этом необходимо учитывать свойственное подросткам стремление высвободиться из-под опеки и контроля родных, учителей и других воспитателей. Значит, книга «Маленький принц» может научить ребенка любви, самостоятельности, любознательности. Она может подтолкнуть ребенка к стремлению познать мир и самого себя. Но не только ребенка эта книга может изменить — она может напомнить взрослому о чем-то, давно забытом — о счастье и любви, что зарыты глубоко в душе. Герои книг, которые читают современные дети, не сильно отличаются от героев тех книг, которые читали люди старшего поколения. Все герои имеют сходство с реальными детьми, многие из них могут указать родителям на их ошибки, на то, чего ребенку больше всего недостает. Герои этих книг почти не меняются по характеру, по силе влияния на юных читателей. Меняются лишь сюжеты, отражая потребности, ценности и интересы своего времени. И, видимо, никакое время не сможет исправить детское восприятие мира каждого автора и его желание показать в главном герое своей книги ребенка — чистого, светлого, со своими проблемами, но все же ребенка – открытого познанию нового мира, смотрящего на него широко открытыми, доверчивыми глазами.
 
Я уже очень взрослый человек, но пережитое в детстве во время чтения не забывается. Жизненный опыт героя и книга, прочитанная в детстве, остаются с нами. Это помогает нам принимать решения в реальной, некнижной жизни. Книга детства является путеводной звездой в мир нравственных ценностей, лучом, который, дотянувшись до нашего сердца, помогает нам войти во взрослую жизнь с неким духовным началом, который, надеюсь, с течением времени не исчезнет в суете повседневности, а будет освещать нам дорогу в жизни…