Как хорошо любить читать! (Семыкина Ирина, г. Новый Уренгой)

Из всех проявлений человеческого творчества самое удивительное и достойное внимания – это книги. В книгах живут думы прошедших времен; внятно и отчетливо раздаются голоса людей, прах которых давно разлетелся, как сон. Все, что человечество совершило, передумало, все, чего оно достигло, – все это сохранилось, как бы волшебством, на страницах книг.

Томас Карлейль

(британский писатель, историк, публицист и философ)

Сегодня в российском обществе остро стоит проблема сокращения людей, которые любят читать книги, для которых чтение – это привычка. Чем это обусловлено? Что повлияло на уменьшение количества жителей нашей страны, для которых чтение – необходимость. Можно ли исправить сложившуюся ситуацию? Каким образом?

Я почти двадцать лет работаю в школе и с горечью констатирую, что растёт поколение, которое не то что любит читать, просто не читает. В пятый класс приходят ребята, которым незнакомы фамилии детских поэтов и писателей, на произведениях которых выросли советские дети: К. И. Чуковский, В. Д. Берестов, А. Л. Барто, С. В. Михалков, В. Драгунский, В. Осеева, А. Гайдар и другие.

Почему это случилось? Почему сегодняшнее поколение спокойно заменяет общение с книгой сидением за компьютером, в телефоне, в социальных сетях, читая, в лучшем случае, глянцевые журналы, которые ничего не дают ни уму ни сердцу. Кто в этом виноват? Я не говорю обо всех детях, есть исключения, но, к сожалению, говорю о большинстве.

Убеждена, что любовь к чтению и привычка читать закладываются в раннем детстве в семье. Если папа или мама, бабушка или дедушка маленькому ребёнку сначала показывают в книжке картинки, объясняя кто это, что это, о чём или о ком книга, затем читают сказки, детские стихотворения, учат их наизусть с малышом; если в семье одним из лучших подарков считается книга, не обязательно художественная, это может быть энциклопедия или словарь, а не дорогой планшет или модный мобильный телефон, то за этого ребёнка можно не волноваться, он станет читателем. Важно только не упустить момент, когда малыш научиться читать сам, подсказать, ориентируясь на увлечения и наклонности, что из литературы может его заинтересовать, и тогда книга станет ему другом на всю жизнь. Об этом ещё в XIV веке говорил итальянский поэт Франческо Петрарка: «В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас».

Современным родителям стоит подумать и сделать выбор, посадить ребёнка перед телевизором, включить ему компьютерную игру, лишь бы не мешал (родители заняты, им некогда, они зарабатывают деньги), или дать в руки хорошую умную книгу, ведь от этого будет зависеть развитие вашего ребёнка, умственное, нравственное, духовное. Василий Александрович Сухомлинский, советский педагог, писатель, публицист, говорил, что люди нравственно культурные, сознательные труженики вырастают в семьях, где царит глубокое уважение к книге.

«Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишённому души», – сказал древнеримский философ и оратор Марк Туллий Цицерон. Мне повезло. Я родилась и выросла в доме, где есть душа, в читающей семье. У моих родителей большая библиотека, которая пополняется до сих пор. Многие книги перешли ко мне, когда я стала учителем русского языка и литературы.

Помню, как меня принимали в пионеры, а мама с папой в честь этого знаменательного события подарили две интересные книжки: о космосе и о космонавтах. Моей любимой настольной книгой была трёхтомная энциклопедия «Что такое? Кто такой?» в ярко-оранжевом переплёте. Лет с двенадцати я запоем читала художественную литературу по ночам, вооружившись фонариком и накрывшись с головой одеялом, пока не была застигнута врасплох мамой. Ночные чтения с этой минуты закончились.

Своей дочери, когда она была маленькой, я включала сказки, записанные на кассеты и диски, читала книги для детей, в лицах изображая героев произведений, задавала вопросы по прочитанным текстам. Мы учили наизусть детские стихи, пересказывали сказки и рассказы. У неё рано сформировались литературные предпочтения. Сейчас, когда моей девочке 16 лет, ей не надо объяснять, что читать необходимо для развития памяти, интеллекта, расширения кругозора. Теперь мы с ней соратники по чтению. Вместе ходим в книжные магазины, выбираем произведения, советуем друг другу, что почитать.

Я пытаюсь внести посильную лепту в пропаганду чтения среди моих учеников. Стараюсь на уроках, классных часах пробудить в ребятах желание читать. Рассказываю об интересных произведениях. Подбираю книги, соответствующие определённому возрасту, с актуальными для сегодняшних школьников темами, проблемами. Показываю буктрейлеры о книгах с целью пропаганды чтения.

Подводя итог сказанному выше, хочу закончить словами великого писателя Максима Горького: «Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку».