Ростислав (6 лет) имеет речевые и коммуникативные навыки, а также навыки обучения. Ростик умеет наименовать предметы и действия, может обращаться с просьбой к окружающим, а также заниматься за столом и выполнять задания. Ростик интересуется другими детьми, вступает в продолжительную игровую деятельность со сверстниками.
У Ростика присутствуют проблематичные поведения в случаях с отказом в предоставлении желаемого. Данные поведения могут выражаться в крике и вероятно усиливаются действиями окружающих в переменном режиме.
У Ростика также наблюдаются затруднения в моторных навыках, в особенности в письме и рисовании.
В течение последнего года динамика развития Ростика ускорилась, и он приобретает новые навыки быстро.
В обучающей программе Ростика цели обучения обозначены в следующих областях:
Сотрудничество и увеличение эффективности обучения
Для того, чтобы увеличить эффективность обучения Ростика, а также для постепенного прекращения использования прямых необусловленных усилителей, можно продолжать использовать в саду похвалу. Жетоны – дома.
Важно определить функцию нежелательного поведения Ростика. Каждый раз, когда у Ростика нежелательное поведение , следует записывать это поведение в таблицу (АВС). На основе этих данных можно будет определить частоту нежелательного поведения, те ситуации, в которых это поведение происходит, а также выяснить, какие действия окружающих усиливают это нежелательное поведение.
Коммуникативные навыки
1. Формирование усложненной реакции просьбы — каждый раз, когда Ростик обращается с просьбой к окружающим, следует требовать усложненной реакции, и усиливать эту реакцию. Для обучения данного навыка следует применить метод «Случайное обучение».
Обучение должно происходить следующим образом:
- Ростик проявляет инициативу и просит предмет или действие. Например, говорит: «Дай Крокодила»
- Сразу после того, как Ростик это сказал «Крокодил», следует дать инструкцию: «Скажи: «Мария Ивановна — Дайте крокодила пожалуйста».
- Ростик повторяет.
- После первой правильной реакции предмет или действие не предоставляется, но вводится новое требование: «Молодец! Скажи еще раз!»
- Ростик повторяет.
Только когда Ростик произнес фразу без прямой словесной подсказки — только тогда он получает то, что просил.
Для того, чтобы выделить основные просьбы Ростика, и выбрать подходящую форму реакции, в процессе обучения и в обиходе следует записывать данные в таблицу «Количество просьб»
3. Рассказ о том, что делал.
Каждый раз, когда Ростик заканчивает какую-нибудь деятельность, следует обратиться к Ростику с вопросом; «Что ты сейчас делал?» Ростик ответит глаголом в прошедшем времени (кушал, играл, смотрел мультики и т.д.). В случае необходимости, следует использовать словесную подсказку. Например: «Ростик, что ты сейчас делал? Скажи «кушал суп».
В дальнейшем, когда Ростик научится отвечать на этот вопрос без подсказки, можно будет начать тренировать вопросы о событиях, которые происходили раньше, например, утром или вчера.
Речевые навыки
1. Сортировка, различие и наименование категорий – Ростик умеет сортировать предметы и карточки на основные категории (животные, транспорт, еда, посуда, одежда, ванные принадлежности, мебель, электроприборы, игрушки, и т.д.).
2. Различие противоположностей: высоко- низко
Горький-сладкий.
- «Громко / тихо»— Ростик научится говорить шепотом, после инструкции: «Говори тихо.» или выкрикивать слова, после инструкции: «Говори громко!». Как подсказку во время обучения следует использовать моделинг. Процедура происходит следующим образом:
- Инструкция: «Скажи громко «Слон!»
- Подсказка: прокричать «СЛОООН!»
- Ростик повторит громким голосом «Слон!» и получит похвалу.
- Инструкция: «Скажи тихо «Слон»
- Подсказка: прошептать «слон»
- Ростик повторит тихим голосом «Слон» и получит похвалу.
В процессе обучения постепенно удалить подсказки и закрепить правильную самостоятельную реакцию.
- «Быстро / медленно» — Ростик научится выполнять простые движения в быстром или в медленном темпе, в соответствии с инструкцией. В процессе данного упражнения желательно использовать простые движения, например похлопать в ладоши, потопать ногами, покружиться на месте, бег. Процедура происходит следующим образом:
- Инструкция: «Похлопай в ладоши быстро»
- Подсказка: моделинг реакции — хлопанье в ладоши в быстром темпе
- Ростик похлопает быстро и получит поощрение.
- Инструкция: «Похлопай в ладоши медленно»
- Подсказка: моделинг реакции — хлопанье в ладоши в медленном темпе
- Ростик похлопает медленно и получит поощрение.
В процессе обучения постепенно удалить подсказки и закрепить правильную самостоятельную реакцию.
3. Различие вопросов — на первоначальном уровне важно, чтобы Ростик научился выслушивать вопрос полностью, и отвечать в соответствии.
Для начала можно использовать уже знакомые картинки с действиями.
Для каждой картинки с действиями можно задать два вопроса — либо «Кто это?», либо «Что делает?». Если Ростику задали вопрос «Кто это?» он должен наименовать того, кто выполняет действие — «мальчик», «Ростик», «папа», «тетя», и т.д. Если Ростику задали вопрос «Что делает?» — Ростик должен наименовать действие — «пьет», «играет», «чистит зубы».
В процессе тренировки важно четко и правильно задавать вопросы. Во-первых, не задавать вопросы в одном и том же порядке, а варьировать. Другими словами, не спрашивать «Кто это?», а потом «Что делает?» и таким образом о всех картинках. Важно чередовать вопросы, и на каждую картинку задавать лишь один из вопросов.
Во-вторых, в вопросе «Что делает?» не использовать наименование действующего лица, т.к. это ограничит выбор правильного ответа. То есть, не «Что мальчик делает?», а «Что делает?»
4. Различие предметов по функции, характеристикам, и категории. Ростик должен научиться различать предметы не только по наименованию, но и по различным характеристикам. Следует положить перед Ростиком 3-4 разных предмета, например слон, чашка, машинка и ручка. Вопросы об этих предметах можно задавать следующие:
«У чего есть хобот?» — Ростик укажет на слона
«Из чего можно пить?» — Ростик укажет на чашку
«Что принадлежит к животным?» — Ростик укажет опять на слона
«Чем можно писать?» — Ростик укажет на ручку.
И так далее.
В дальнейшем, можно будет перестать использовать предметы и работать над тем, чтобы Ростик отвечал на подобные вопросы без визуальной подсказки.
5. Принадлежности. Ростик научится сопоставлять и различать предметы, которые принадлежат разным членам семьи. Например, когда Ростику показывают туфли папы и спрашивают: «Чьи это туфли?» — Ростик должен ответить «Папины». Если Ростику показывают мамину сумочку и спрашивают: «Чья это сумочка?» — Ростик ответит: «Мамина».
Если Ростик с легкостью различает принадлежащие характерные предметы (сумки, туфли, очки, и т.д.) то можно будет перейти к более абстрактным принадлежностям. Например, во время обеда у Ростика есть тарелка, на которой лежит его еда и у других членов семьи. Можно указать на тарелку Ростика и спросить: «Чья это тарелка?». Ростик ответит: «Моя» (или «Ростика»). После этого указать на тарелку, из которой ест папа и спросить: «Чья это тарелка?» Ростик должен ответить «мамина».
Во время обучения можно использовать различные предметы (карточки лото, письменные принадлежности, посуду, стулья, и т.д.), а также словесные подсказки, которые нужно будет своевременно убрать.
Социальные навыки в игровой деятельности
На протяжении игр Ростика со сверстником следует сосредоточиться на следующих целях:
1. Выполнение совместных действий — например, рисование красками на одном большом листе бумаги, ведение хороводов, прыжки, держась за руки (можно на батуте, если есть), перетаскивание тяжелых предметов (например, передвинуть стол, чтобы было удобнее сидеть), и так далее. Ростик должен научиться координировать свои действия с действиями сверстника, и, с одной стороны, дать возможность сверстнику принимать участие, но, с другой стороны, не быть пассивным и не уступать.
2. Очередность в игре — например, выкладывание по очереди частей паззла или детского лото, скатывание с горки, выдувание мыльных пузырей, складывание башни из кубиков, и т.д. В данных упражнениях Ростик должен научиться дожидаться своей очереди, а также быть внимательным ко времени, когда подходит его очередь действовать.
3. Взаимные действия — например, перебрасывание или перекатывание мяча, «ладушки», перетягивание каната, и т.д.
4. Словесные обращения к сверстнику и реакция на обращение сверстника — в процессе выполнения различных игр следует создавать ситуации, в которых у сверстника находится предмет, который необходим Ростику. Ростик должен научиться поворачиваться к сверстнику, и обращаться с просьбой, сопровождая просьбу взглядом. Когда у Ростика находится предмет, который нужен сверстнику, и сверстник просит у Ростика, Ростик должен научиться передавать этот предмет без подсказок, и давать этот предмет в руку сверстнику (а не, скажем, бросать в его направлении).
Академические навыки
1. Счет. Ростик умеет считать предметы и различает цифры до 10-ти. На данный момент нужно начать тренировать сопоставление количества и чисел. Например, если перед Ростиком карточка с цифрой 5, то Ростик должен взять 5 кубиков и положить на карточку.
Обучение происходит следующим образом:
- На столе или в коробочке 10 небольших предметов, например кубиков.
- Перед Ростиком кладется цифра и дается инструкция: «Положи столько же»
- Ростик должен взять из коробочки соответствующее количество предметов и положить на цифру.
Дополнительное упражнение — выбор соответствующей цифры.
- На столе лежат цифры.
- Перед Ростиком выкладывается некоторое количество предметов.
- Ростик посчитает, сколько предметов есть на столе, и выберет соответствующую цифру.
2. Выполнение движений несколько раз. Ростик научится повторять простое движение несколько раз. Например:
Инструкция: «Похлопай 3 раза». Ростик должен 3 раза хлопнуть в ладоши.
«Топни 2 раза» — Ростик топнет ногой 2 раза.
3. Глобальное чтение. Следует подготовить картинки хорошо знакомых Ростику предметов, и соответствующие карточки с написанными наименованиями этих предметов. Обучение выполняется методом отдельных блоков, и происходит следующим образом:
- Перед Ростиком на столе лежит картинка. Ростику дается надписть и инструкция: «Положи на место» или «Положи слово «книга» на книгу».
- Ростик прикладывает надпись на картинку.
- На следующем этапе перед Ростиком 2 картинки (та, которая была прежде, и другая, как отвлекающий стимул). Ростику дается то же наименование, и Ростик должен приложить его к правильной картинке.
- На следующем этапе обучается другое слово (например, «Чашка») и закрепляется на втором этапе, с отвлекающим стимулом.
- На следующем этапе перед Ростиком находятся уже обе обученные картинки, и он выкладывает на них соответствующие надписи.
Письмо
На данный момент важно начать интенсивно работать над этим навыком, для того, чтобы Ростик научился держать самостоятельно письменные принадлежности, рисовать линии и фигуры, и в дальнейшем — научился писать буквы и цифры.
Для того, чтобы научить Ростика правильному захвату карандаша, на данный момент следует работать только с помощью коротких мелков, чтобы не использовать физические подсказки. В дальнейшем, можно будет постепенно удлинить мелок, и начать использовать карандаши и ручки.
1. Раскрашивание — следует обозначить на листе небольшую фигуру с толстым контуром, и попросить Ростика закрасить ее. Если Ростик не сможет сделать этого самостоятельно, то на первоначальном этапе можно использовать физическую подсказку (рука в рука) и параллельно считать до 10-ти. На счет 10-ть заканчивать закрашивать. Ростик научится опираться на счет во время закрашивание, и это даст возможность убрать физическую подсказку.
2. Имитация проведения линий. Как и другое упражнение на имитацию, данное упражнение следует начинать с инструкции: «Сделай так» или «Сделай как я».
- Следует положить 2 листа бумаги, один- перед Ростиком, другой — перед собой.
- Дать инструкцию: «Сделай так» и провести горизонтальную линию.
- Потом помочь Ростику провести на его листе горизонтальную линию (с помощью физической подсказки).
- После того, как Ростик провел линию — поощрить.
- Постепенно, но быстро прекратить использовать физическую подсказку в последующих обучающих блоках.
- Как только Ростик научится имитировать проведение горизонтальных линий — перейти к работе над вертикальными, и в дальнейшем — над диагоналями.
3. Проведение линий по пунктиру — следует обозначить жирным частым пунктиром прямую линию, и помочь Ростику с помощью физической подсказки провести линию по пунктиру.
Сразу после этого, сделать еще несколько обучающих блоков, и постепенно убрать физическую подсказку.
4. Наклеивание фигур — следует подготовить несколько простых фигур, и показать Ростику, как намазывать клеем фигуру и клеить на лист бумаги.
Как только Ростик научится самостоятельно наклеивать фигуру, можно будет на листе обозначать контур фигуры, чтобы Ростик клеил фигуру именно в контур. Постепенно добавлять количество фигур и перейти к аппликации по заранее подготовленному контуру.
Крупная моторика
1. Прыжки — на данный момент следует научить Ростика отталкиваться двумя ногами и приземляться на две ноги.
- Начать обучение можно с прыжков вниз.
- Тренировать 5-10 раз подряд в течение одного упражнения.
2. Полоса препятствий — поставьте несколько предметов мебели в ряд. Например, стул, за ним детский столик, а за ним — мяч. Ростик должен будет выполнить подряд три действия — залезть на стул и спрыгнуть вниз, пролезть под столом, и взять мяч и забросить его в корзину.
После этого Ростик возвращается к началу полосы препятствий и проходит ее еще раз.
- Сначала можно использовать физические подсказки, для того, чтобы помочь Ростику пройти все препятствия, но по мере тренировки следует уменьшать подсказки, для того, чтобы Ростик был более самостоятельным.
- Во время этого упражнения можно включить музыку на фоне, для того, чтобы данное упражнение стало для Ростика более мотивационным.
Это упражнение хорошо развивает пространственное мышление и способность организоваться в пространстве.
Со временем, можно разнообразить полосу препятствий, и добавить дополнительные задания и предметы.
Игровые навыки
1. Настольные игры. Можно начать обучать Ростика правилам игры «бродилки», с фишками и кубиком. Когда бросают кубик, выпадает число, и нужно передвинуть фишку на соответствующее количество клеточек. Для начала можно подготовить самостоятельно облегченный вариант игры, и работать над тем, чтобы Ростик научился различать количество точек на кубике, и делать соответствующие шаги фишкой.
Параллельно с этой игрой можно обучить Ростика правилам игры «Память». Правила игры можно прочитать здесь:http://autism-aba.blogspot.com/2011/07/igra-s-autichnym-rebenkom-memory-game.html
2. Подвижные игры — танцы под музыку, и «прятки». Тренировать эти игры во время перерывов между занятиями за столом.
Навыки самопомощи
1. Чистка зубов — начать работать над этим навыком на ежедневной основе. Следует поискать подходящий вкус детской зубной пасты, который не будет отвратителен для Ростика, и научить его проводить щеткой по зубам. При использовании детской зубной пасты без содержания флуорида не существует опасности для здоровья, если Ростик не будет сплевывать и небольшое количество пасты останется на зубах после чистки.
Параллельно с этим следует обучить Ростика сплевывать воду изо рта. Для этого можно использовать игру — например, наполнить стаканчик водой из рта, и продемонстрировать как это делается. Например, в рот набирается вода из бутылки и выплевывается в стаканчик.
Когда Ростик наполнит стаканчик — получит поощрение.
2. Проблемы с едой. На данный момент у Ростика необходимо совершенствовать навыки использования столовых приборов.
На первоначальном этапе нужно научить Ростика есть ту еду, которую он употребляет, с помощью вилки.
Все вышеизложенные цели требуют интенсивного обучения и занятий не менее 4-х академических часов в день.
В процессе обучения и в соответствии с прогрессом в приобретении данных навыков в обучающую программу будут добавлены дополнительные цели.