Цели обучающей программы — Ростислав

Ростислав (6 лет) имеет речевые и коммуникативные навыки, а также навыки обучения. Ростик умеет наименовать предметы и действия, может обращаться с просьбой к окружающим, а также заниматься за столом и выполнять задания. Ростик интересуется другими детьми, вступает в продолжительную игровую деятельность со сверстниками.

У Ростика присутствуют проблематичные поведения в случаях  с отказом в предоставлении желаемого. Данные поведения могут выражаться в крике и вероятно усиливаются действиями окружающих в переменном режиме.

У Ростика также наблюдаются затруднения в моторных навыках, в особенности в письме и рисовании.

В течение последнего года динамика развития Ростика ускорилась, и он приобретает новые навыки быстро.

В обучающей программе Ростика цели обучения обозначены в следующих областях:

Сотрудничество и увеличение эффективности обучения

Для того, чтобы увеличить эффективность обучения Ростика, а также для постепенного прекращения использования прямых необусловленных усилителей, можно продолжать  использовать в саду похвалу. Жетоны – дома.

Важно определить функцию нежелательного поведения Ростика. Каждый раз, когда у Ростика нежелательное поведение , следует записывать это поведение в таблицу (АВС). На основе этих данных можно будет определить частоту нежелательного поведения, те ситуации, в которых это поведение происходит, а также выяснить, какие действия окружающих усиливают это нежелательное поведение.

Коммуникативные навыки

1. Формирование усложненной реакции просьбы — каждый раз, когда Ростик обращается с просьбой к окружающим, следует требовать усложненной реакции, и усиливать эту реакцию. Для обучения данного навыка следует применить метод «Случайное обучение».

Обучение должно происходить следующим образом:

  • Ростик проявляет инициативу и просит предмет или действие. Например, говорит: «Дай Крокодила»
  • Сразу после того, как Ростик это сказал «Крокодил», следует дать инструкцию: «Скажи: «Мария Ивановна  — Дайте крокодила пожалуйста».
  • Ростик повторяет.
  • После первой правильной реакции предмет или действие не предоставляется, но вводится новое требование: «Молодец! Скажи еще раз!»
  • Ростик повторяет.

Только когда Ростик произнес фразу без прямой словесной подсказки — только тогда он получает то, что просил.

Для того, чтобы выделить основные просьбы Ростика, и выбрать подходящую форму реакции, в процессе обучения и в обиходе следует записывать данные в таблицу «Количество просьб»

3. Рассказ о том, что делал.

Каждый раз, когда Ростик заканчивает какую-нибудь деятельность, следует обратиться к Ростику с вопросом; «Что ты сейчас делал?» Ростик ответит глаголом в прошедшем времени (кушал, играл, смотрел мультики и т.д.). В случае необходимости, следует использовать словесную подсказку. Например: «Ростик, что ты сейчас делал? Скажи «кушал суп».

В дальнейшем, когда Ростик научится отвечать на этот вопрос без подсказки, можно будет начать тренировать вопросы о событиях, которые происходили раньше, например, утром или вчера.

Речевые навыки

1. Сортировка, различие и наименование категорий – Ростик умеет сортировать предметы и карточки на основные категории (животные, транспорт, еда, посуда, одежда, ванные принадлежности, мебель, электроприборы, игрушки, и т.д.).

2. Различие противоположностей: высоко- низко

Горький-сладкий.

  • «Громко / тихо»— Ростик научится говорить шепотом, после инструкции: «Говори тихо.» или выкрикивать слова, после инструкции: «Говори громко!». Как подсказку во время обучения следует использовать моделинг. Процедура происходит следующим образом:
    • Инструкция: «Скажи громко «Слон!»
    • Подсказка: прокричать «СЛОООН!»
    • Ростик повторит громким голосом «Слон!» и получит похвалу.
    • Инструкция: «Скажи тихо «Слон»
    • Подсказка: прошептать «слон»
    • Ростик повторит тихим голосом «Слон» и получит похвалу.

В процессе обучения постепенно удалить подсказки и закрепить правильную самостоятельную реакцию.

  • «Быстро / медленно» — Ростик научится выполнять простые движения в быстром или в медленном темпе, в соответствии с инструкцией. В процессе данного упражнения желательно использовать простые движения, например похлопать в ладоши, потопать ногами, покружиться на месте, бег. Процедура происходит следующим образом:
    • Инструкция: «Похлопай в ладоши быстро»
    • Подсказка: моделинг реакции — хлопанье в ладоши в быстром темпе
    • Ростик похлопает быстро и получит поощрение.
    • Инструкция: «Похлопай в ладоши медленно»
    • Подсказка: моделинг реакции — хлопанье в ладоши в медленном темпе
    • Ростик похлопает медленно и получит поощрение.

В процессе обучения постепенно удалить подсказки и закрепить правильную самостоятельную реакцию.

3. Различие вопросов — на первоначальном уровне важно, чтобы Ростик научился выслушивать вопрос полностью, и отвечать в соответствии.

Для начала можно использовать уже знакомые картинки с действиями.

Для каждой картинки с действиями можно задать два вопроса — либо «Кто это?», либо «Что делает?». Если Ростику задали вопрос «Кто это?» он должен наименовать того, кто выполняет действие — «мальчик», «Ростик», «папа», «тетя», и т.д. Если Ростику задали вопрос «Что делает?» — Ростик должен наименовать действие — «пьет», «играет», «чистит зубы».

В процессе тренировки важно четко и правильно задавать вопросы. Во-первых, не задавать вопросы в одном и том же порядке, а варьировать. Другими словами, не спрашивать «Кто это?»,  а потом «Что делает?» и таким образом о всех картинках. Важно чередовать вопросы, и на каждую картинку задавать лишь один из вопросов.

Во-вторых, в вопросе «Что делает?» не использовать наименование действующего лица, т.к. это ограничит выбор правильного ответа. То есть, не «Что мальчик делает?», а «Что делает?»

4. Различие предметов по функции, характеристикам, и категории. Ростик должен научиться различать предметы не только по наименованию, но и по различным характеристикам. Следует положить перед Ростиком 3-4 разных предмета, например слон, чашка, машинка и ручка. Вопросы об этих предметах можно задавать следующие:

«У чего есть хобот?» — Ростик укажет на слона

«Из чего можно пить?» — Ростик укажет на чашку

«Что принадлежит к животным?» — Ростик укажет опять на слона

«Чем можно писать?» — Ростик укажет на ручку.

И так далее.

В дальнейшем, можно будет перестать использовать предметы и работать над тем, чтобы Ростик отвечал на подобные вопросы без визуальной подсказки.

5. Принадлежности. Ростик научится сопоставлять и различать предметы, которые принадлежат разным членам семьи. Например, когда Ростику показывают туфли папы и спрашивают: «Чьи это туфли?» — Ростик должен ответить «Папины». Если Ростику показывают мамину сумочку и спрашивают: «Чья это сумочка?» — Ростик ответит: «Мамина».

Если Ростик с легкостью различает принадлежащие характерные предметы (сумки, туфли, очки, и т.д.) то можно будет перейти к более абстрактным принадлежностям. Например, во время обеда у Ростика есть тарелка, на которой лежит его еда и у других членов семьи. Можно указать на тарелку Ростика и спросить: «Чья это тарелка?». Ростик ответит: «Моя» (или «Ростика»). После этого указать на тарелку, из которой ест папа и спросить: «Чья это тарелка?» Ростик должен ответить «мамина».

Во время обучения можно использовать различные предметы (карточки лото, письменные принадлежности, посуду, стулья, и т.д.), а также словесные подсказки, которые нужно будет своевременно убрать.

Социальные навыки в игровой деятельности

На протяжении игр Ростика  со сверстником следует сосредоточиться на следующих целях:

1. Выполнение совместных действий — например, рисование красками на одном большом листе бумаги, ведение хороводов, прыжки, держась за руки (можно на батуте, если есть), перетаскивание тяжелых предметов (например, передвинуть стол, чтобы было удобнее сидеть), и так далее. Ростик должен научиться координировать свои действия с действиями сверстника, и, с одной стороны, дать возможность сверстнику принимать участие, но, с другой стороны, не быть пассивным и не уступать.

2. Очередность в игре — например, выкладывание по очереди частей паззла или детского лото, скатывание с горки, выдувание мыльных пузырей, складывание башни из кубиков, и т.д. В данных упражнениях Ростик должен научиться дожидаться своей очереди, а также быть внимательным ко времени, когда подходит его очередь действовать.

3. Взаимные действия — например, перебрасывание или перекатывание мяча, «ладушки», перетягивание каната, и т.д.

4. Словесные обращения к сверстнику и реакция на обращение сверстника — в процессе выполнения различных игр следует создавать ситуации, в которых у сверстника находится предмет, который необходим Ростику. Ростик должен научиться поворачиваться к сверстнику, и обращаться с просьбой, сопровождая просьбу взглядом. Когда у Ростика находится предмет, который нужен сверстнику, и сверстник просит у Ростика, Ростик должен научиться передавать этот предмет без подсказок, и давать этот предмет в руку сверстнику (а не, скажем, бросать в его направлении).

Академические навыки

1. Счет. Ростик умеет считать предметы и различает цифры до 10-ти. На данный момент нужно начать тренировать сопоставление количества и чисел. Например, если перед Ростиком карточка с цифрой 5, то Ростик должен взять 5 кубиков и положить на карточку.

Обучение происходит следующим образом:

  • На столе или в коробочке 10 небольших предметов, например кубиков.
  • Перед Ростиком кладется цифра и дается инструкция: «Положи столько же»
  • Ростик должен взять из коробочки соответствующее количество предметов и положить на цифру.

Дополнительное упражнение — выбор соответствующей цифры.

  • На столе лежат цифры.
  • Перед Ростиком выкладывается некоторое количество предметов.
  • Ростик посчитает, сколько предметов есть на столе, и выберет соответствующую цифру.

2. Выполнение движений несколько раз. Ростик научится повторять простое движение несколько раз. Например:

Инструкция: «Похлопай 3 раза». Ростик должен 3 раза хлопнуть в ладоши.

«Топни 2 раза» — Ростик топнет ногой 2 раза.

3. Глобальное чтение. Следует подготовить картинки хорошо знакомых Ростику предметов, и соответствующие карточки с написанными наименованиями этих предметов. Обучение выполняется методом отдельных блоков, и происходит следующим образом:

  • Перед Ростиком на столе лежит картинка. Ростику дается надписть и инструкция: «Положи на место» или «Положи слово «книга» на книгу».
  • Ростик прикладывает надпись на картинку.
  • На следующем этапе перед Ростиком 2 картинки (та, которая была прежде, и другая, как отвлекающий стимул). Ростику дается то же наименование, и Ростик должен приложить его к правильной картинке.
  • На следующем этапе обучается другое слово (например, «Чашка») и закрепляется на втором этапе, с отвлекающим стимулом.
  • На следующем этапе перед Ростиком находятся уже обе обученные картинки, и он выкладывает на них соответствующие надписи.

Письмо

На данный момент важно начать интенсивно работать над этим навыком, для того, чтобы Ростик научился держать самостоятельно письменные принадлежности, рисовать линии и фигуры, и в дальнейшем — научился писать буквы и цифры.

Для того, чтобы научить Ростика правильному захвату карандаша, на данный момент следует работать только с помощью коротких мелков, чтобы не использовать физические подсказки. В дальнейшем, можно будет постепенно удлинить мелок, и начать использовать карандаши и ручки.

1. Раскрашивание — следует обозначить на листе небольшую фигуру с толстым контуром, и попросить Ростика закрасить ее. Если Ростик не сможет сделать этого самостоятельно, то на первоначальном этапе можно использовать физическую подсказку (рука в рука) и параллельно считать до 10-ти. На счет 10-ть заканчивать закрашивать. Ростик научится опираться на счет во время закрашивание, и это даст возможность убрать физическую подсказку.

2. Имитация проведения линий. Как и другое упражнение на имитацию, данное упражнение следует начинать с инструкции: «Сделай так» или «Сделай как я».

  • Следует положить 2 листа бумаги, один- перед Ростиком, другой — перед собой.
  • Дать инструкцию: «Сделай так» и провести горизонтальную линию.
  • Потом помочь Ростику провести на его листе горизонтальную линию (с помощью физической подсказки).
  • После того, как Ростик провел линию — поощрить.
  • Постепенно, но быстро прекратить использовать физическую подсказку в последующих обучающих блоках.
  • Как только Ростик научится имитировать проведение горизонтальных линий — перейти к работе над вертикальными, и в дальнейшем — над диагоналями.

3. Проведение линий по пунктиру — следует обозначить жирным частым пунктиром прямую линию, и помочь Ростику с помощью физической подсказки провести линию по пунктиру.

Сразу после этого, сделать еще несколько обучающих блоков, и постепенно убрать физическую подсказку.

4. Наклеивание фигур — следует подготовить несколько простых фигур, и показать Ростику, как намазывать клеем фигуру и клеить на лист бумаги.

Как только Ростик научится самостоятельно наклеивать фигуру, можно будет на листе обозначать контур фигуры, чтобы Ростик клеил фигуру именно в контур. Постепенно добавлять количество фигур и перейти к аппликации по заранее подготовленному контуру.

Крупная моторика

1. Прыжки — на данный момент следует научить Ростика отталкиваться двумя ногами и приземляться на две ноги.

      • Начать обучение можно с прыжков вниз.
      • Тренировать 5-10 раз подряд в течение одного упражнения.

2. Полоса препятствий — поставьте несколько предметов мебели в ряд. Например, стул, за ним детский столик, а за ним — мяч. Ростик должен будет выполнить подряд три действия — залезть на стул и спрыгнуть вниз, пролезть под столом, и взять мяч и забросить его в корзину.

После этого Ростик возвращается к началу полосы препятствий и проходит ее еще раз.

  • Сначала можно использовать физические подсказки, для того, чтобы помочь Ростику пройти все препятствия, но по мере тренировки следует уменьшать подсказки, для того, чтобы Ростик был более самостоятельным.
  • Во время этого упражнения можно включить музыку на фоне, для того, чтобы данное упражнение стало для Ростика более мотивационным.

Это упражнение хорошо развивает пространственное мышление и способность организоваться в пространстве.

Со временем, можно разнообразить полосу препятствий, и добавить дополнительные задания и предметы.

Игровые навыки

1. Настольные игры. Можно начать обучать Ростика правилам игры «бродилки», с фишками и кубиком. Когда бросают кубик, выпадает число, и нужно передвинуть фишку на соответствующее количество клеточек. Для начала можно подготовить самостоятельно облегченный вариант игры, и работать над тем, чтобы Ростик научился различать количество точек на кубике, и делать соответствующие шаги фишкой.

Параллельно с этой игрой можно обучить Ростика правилам игры «Память». Правила игры можно прочитать здесь:http://autism-aba.blogspot.com/2011/07/igra-s-autichnym-rebenkom-memory-game.html

2. Подвижные игры — танцы под музыку,  и «прятки». Тренировать эти игры во время перерывов между занятиями за столом.

Навыки самопомощи

1. Чистка зубов — начать работать над этим навыком на ежедневной основе. Следует поискать подходящий вкус детской зубной пасты, который не будет отвратителен для Ростика, и научить его проводить щеткой по зубам. При использовании детской зубной пасты без содержания флуорида не существует опасности для здоровья, если Ростик не будет сплевывать и небольшое количество пасты останется на зубах после чистки.

Параллельно с этим следует обучить Ростика сплевывать воду изо рта. Для этого можно использовать игру — например, наполнить стаканчик водой из рта, и продемонстрировать как это делается. Например, в рот набирается вода из бутылки и выплевывается в стаканчик.

Когда Ростик наполнит стаканчик — получит поощрение.

2. Проблемы с едой. На данный момент у Ростика необходимо совершенствовать навыки  использования  столовых приборов.

На первоначальном этапе нужно научить Ростика есть ту еду, которую он употребляет, с помощью вилки.

Все вышеизложенные цели требуют интенсивного обучения и занятий не менее 4-х академических часов в день.

В процессе обучения и в соответствии с прогрессом в приобретении данных навыков в обучающую программу будут добавлены дополнительные цели.

.