(выдержки из приложения к приказу Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Федерации
от 14 августа 2009 г. № 593)
Должностные обязанности. Организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов; организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения; координирует поиск информации обучающимися для самообразования; сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее). Совместно с обучающимся распределяет и оценивает имеющиеся у него ресурсы всех видов для реализации поставленных целей; координирует взаимосвязь познавательных интересов обучающихся и направлений предпрофильной подготовки и профильного обучения: определяет перечень и методику преподаваемых предметных и ориентационных курсов, информационной и консультативной работы, системы профориентации, выбирает оптимальную организационную структуру для этой взаимосвязи. Оказывает помощь обучающемуся в осознанном выборе стратегии образования, преодолении проблем и трудностей процесса самообразования; создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательно–профессиональных траекторий); обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, проводит совместный с обучающимся рефлексивный анализ его деятельности и результатов, направленных на анализ выбора его стратегии в обучении, корректировку индивидуальных учебных планов. Организует взаимодействия обучающегося с учителями и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана, содействует генерированию его творческого потенциала и участию в проектной и научно-исследовательской деятельности с учетом интересов. Организует взаимодействие с родителями, лицами, их заменяющими, по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, в том числе младшего и среднего школьного возрастов, составлению, корректировке индивидуальных учебных (образовательных) планов обучающихся, анализирует и обсуждает с ними ход и результаты реализации этих планов. Осуществляет мониторинг динамики процесса становления выбора обучающимся пути своего образования. Организует индивидуальные и групповые консультации для обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам устранения учебных трудностей, коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей, используя различные технологии и способы коммуникации с обучающимся (группой обучающихся), включая электронные формы (интернет-технологии) для качественной реализации совместной с обучающимся деятельности. Поддерживает познавательный интерес обучающегося, анализируя перспективы развития и возможности расширения его диапазона. Синтезирует познавательный интерес с другими интересами, предметами обучения. Способствует наиболее полной реализации творческого потенциала и познавательной активности обучающегося. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой образовательного учреждения, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям обучающихся (лицам, их заменяющим). Обеспечивает и анализирует достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов). Контролирует и оценивает эффективность построения и реализации образовательной программы (индивидуальной и образовательного учреждения), учитывая успешность самоопределения обучающихся, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы педагогики, детской, возрастной и социальной психологии; психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену; методы и формы мониторинга деятельности обучающихся; педагогическую этику; теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся; технологии открытого образования и тьюторские технологии; методы управления образовательными системами; методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой); современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы установления контактов с обучающимися разного возраста и их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе, убеждения, аргументации своей позиции; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, права, социологии; организацию финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения; административное, трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2 лет.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
Инструктора- тьютора для сопровождения детей
с особыми образовательными потребностями
I. Общие положения
1..Тьютор относится к категории специалистов.
2..На должность тьютора назначается лицо, имеющее специальную курсовую подготовку Освобождение от должности производится приказом руководителя образовательного учреждения.
4. Тьютор подчиняется руководителю образовательного учреждения и курирующему работу тьюторов заместителю руководителя образовательного учреждения в полном объеме, членам администрации в соответствии с их полномочиями.
5. В своей деятельности тьютор руководствуется:
5.1. Нормативными документами по вопросам выполняемой работы.
5.2. Методическими материалами, касающимися соответствующих вопросов.
5.3. Уставом образовательного учреждения.
5.4. Приказами и распоряжениями руководителя образовательного учреждения.
5.5. Правилами трудового распорядка.
5.6. Положением об инклюзивной группе.
5.7. Настоящей должностной инструкцией.
6. Тьютор должен знать:
6.1. Конституцию Российской Федерации (РФ).
6.2..Законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и региональных органов управления образованием по вопросам образования и воспитания обучающихся.
6.3..Педагогику, педагогическую психологию, принципы дидактики, достижения современной психолого-педагогической науки и практики.
6.4. Основы физиологии и гигиены, экологии, экономики, права, социологии.
6.2..Законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования.
6.3. Конвенцию о правах ребенка.
6.4. Принципы дидактики.
6.5. Основы педагогики и возрастной психологии.
6.6. Общие и частные технологии преподавания.
6.7..Методики владения и принципы методического обеспечения учебного предмета или направления деятельности.
6.8. Систему организации образовательного процесса в ОУ.
II. Должностные обязанности
2.1. Соблюдает права и свободы обучающихся, определенные Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом РФ «Об образовании», Уставом школы, другими локальными актами, регламентирующими деятельность учащегося в образовательном процессе.
2.2. Обеспечивает охрану жизни и здоровья учащихся наравне с классным руководителем в период нахождения ребенка в образовательном учреждении.
2.3. Соблюдает санитарно-гигиенические требования на уроке и во внеурочное время.
2.4. Обеспечивает учебную дисциплину и контролирует режим посещения подопечными учебных занятий в соответствии с расписанием.
2.5. Активно взаимодействует со школьным психологом, логопедом, дефектологом, медицинскими работниками, учителями- предметниками, классным руководителем и другими специалистами.
2.6. Осуществляет организационную и методическую помощь педагогу в обучении детей с особыми образовательными потребностями в инклюзивной группе.
2.7. Согласовывает образовательную деятельность ребенка с педагогом-дефектологом и воспитателями.
2.8. Для выполнения образовательных задач использует приемы, методы и средства обучения, соответствующие уровню подготовки учащихся с особыми образовательными потребностями и согласованные с учителями и родителями детей.
2.9. Помогает адаптировать учебные программы под соответствующие образовательные возможности ребенка с особыми образовательными потребностями.
2.10. Осуществляет индивидуальное обучение детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с учебной программой группы в случаях, когда обучение учеников в группе временно невозможно.
2.11. Осуществляет связь с родителями оказывает им консультативную помощь, информирует (через учителя или лично) о ходе и перспективах освоения предметных знаний ребенка.
2.12. Аккуратно, систематически работает со школьной документацией в соответствии с требованиями образовательного стандарта, на основе Положения о группе инклюзивного обучения.
2.13. При необходимости ведет коррекционно-развивающую работу, принимает участие в педагогических консилиумах, педсоветах.
2.15. Систематически повышает свою квалификацию путем самообразования
2.16. Соблюдает правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
III. Права
Тьютор имеет право:
3.1. Участвовать в управлении учреждения через общественные органы управления в порядке, определяемом Уставом учреждения.
3.2. Защищать свою честь и достоинство.
3.3. Выбирать формы, методы, приемы обучения и воспитания (в соответствии с государственным образовательным стандартом, концепцией развития группы инклюзивного обучения).
3.4. Вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса, режима работы учреждения, улучшения сотрудничества с родителями.
3.5. Присутствовать на родительских собраниях, на занятиях.
3.6. Аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации.
3.73.8. Пользоваться оплачиваемым отпуском продолжительностью ___ календарных дней.
3.9. Иметь персональную разовую надбавку
3.10. Требовать от руководства образовательным учреждением оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.
IV. Ответственность
Тьютор несет ответственность:
4.1..За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.2..За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.3..За причинение материального ущерба — в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.4. Несет персональную ответственность за качество преподавания, реализацию в полном объеме требований государственного образовательного стандарта.
4.5. Несет ответственность за жизнь и здоровье детей во время учебно-воспитательного процесса согласно инструкции по технике безопасности.
4.6. Несет персональную ответственность за качественное и своевременное ведение необходимой документации.
Должностная инструкция разработана в соответствии с Законом РФ “Об образовании”, Трудовым кодексом РФ, «Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих», утвержденного постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37, приложением 2 к Постановлению № 46 от 17.08.95 “Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования РФ» и приложением к письму Минобразования России от 09.03.04 за № 03-51-48ин/42-03, Постановлением Правительства РФ от 03.04.03 №191 «О продолжительности рабочего времени».