Как читать детям?

Ребёнок дошкольного возраста — не читатель, а слушатель книг, и входит в прекрасный мир литературы благодаря так называемым громким чтениям.

Чуткость ребёнка к художественному слову удивительна, и при хорошем руководстве у него постепенно, ещё до умения читать, начинает складываться начитанность, и в школу он приходит с обширным литературным багажом и умением воспринимать поэзию и прозу.

Для маленьких детей не годятся занятия школьного типа. Просто садимся рядышком, или берём ребёнка на колени (так удобнее смотреть картинки) и начинала читать.

Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка, и окружающие относятся к его занятиям уважительно. Чтобы мобилизовать внимание ребёнка, очень полезно иметь в режиме дня постоянное время для чтения.

Никогда не переутомляйте малыша. Полутора двухгодовалый ребёнок может сосредоточиться на книге 1 — 2 минуты, но и детям постарше читают не более 15—20 минут, потому что затем их внимание рассеивается. И как бы ни понравилась книжка ребёнку, надо давать ему отдых. Вообще же исходите из натуры своего ребёнка.

Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ведь именно поэзия вызывает первый интерес к чтению, а сказки для маленьких близки к стихам.

Детское ухо чутко воспринимает интонацию. Читая ребенку, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную, грустную или страшную ситуацию, но не перебарщивайте.

Слушая чтение, ребёнок легко отвлекается, поэтому его внимание надо дисциплинировать, концентрируя на книге. Если не дисциплинировать внимание ребёнка, поверхностное чтение может войти в устойчивую привычку.

Чтение проходит оживлённее, если слушают двое или больше детей. Замечено и другое: ребёнок очень старается, если рядом сидит и «слушает» любимая кукла, мишка, заяц. Особенно это характерно для единственных детей.

Ребёнок слушает с жарким интересом, если вызвать у него радостное ожидание встречи с книгой: «Пойдём скорее домой, я принёс книжку про пингвинов…»

Но бывает и так: дошкольник любит книги, а, став школьником, не хочет читать. Как и почему затухает интерес и привычка к книге, воспитанная в раннем детстве? Беда в том, что, едва ребёнок овладеет грамотой, ему перестают читать, ошибочно полагая, что тем самым побуждают к самостоятельному чтению.

Это заблуждение. У него ещё слабая техника чтения, и он не может читать интересные для себя книги. Читайте детям вслух не только всё дошкольное детство, но и тогда, когда он станет школьником, выбирая для этого такие книги, с которыми ему самому пока не справиться.

Источник: www.mdk-arbat.ru