Что читать детям?

Есть семьи, где детям читают много, но бестолково, что под руку попадёт. Это могут быть и высокохудожественные произведения, и серые, бездарные, на которые просто жаль детских сил и времени. Это могут быть и необходимые книги, и случайные.

Объем восприятия детей ограничен, поэтому приходится думать о предпочтениях. Непродуманный отбор книг может привести к невосполнимым потерям, потому что есть книги, которые надо прочесть в определённом возрасте.

Как не пропустить для сына или дочери ни одной ценной книги и дать ее именно тогда, когда она особенно нужна? Для этого надо определить круг чтения на перспективу, сегодняшнюю и дальнюю, на всё детство.

В этом могут помочь и библиографические справочники, которые бывают двух видов: одни предназначены руководителям детского чтения, родителям, библиотекарям, а другие — самим детям, и представляют собой увлекательные детские книги о книгах.

Формируя круг чтения на каждый период развития ребёнка, выбирайте книги, которые наполнят его рост открытиями и радостными переживаниями. Здесь должны быть книги, необходимые для всех детей (классика), и книги, отражающие индивидуальные интересы вашего ребёнка.

В круг чтения должны входить произведения разных видов и жанров: стихи, сказки, рассказы, юмористические произведения. Большое место принадлежит познавательной литературе.

Выбирая книги для своего ребёнка, исходите из его развития, помня, что всё индивидуально.

Предлагаемые детям книги должны быть несколько выше их развития, чтобы стимулировать его. Детей утомляет вялость, топтание на месте, разжёвывание известного. Ребёнку интересно не тогда, когда легко, а когда он преодолевает трудности, радуясь своим силам. Отсюда — энергия и динамизм детского чтения: годовалого развлекают потешками, с трёх лет читают сказки К. Чуковского, а шестилетнему уже доступны серьёзные познавательные книги.

Очень часто родители искусственно задерживают развитие детей, подавляют любознательность.

Если ребёнок с интересом воспринимает книгу, значит, как правило, он дорос до ее понимания. Интерес — признак доступности, но не абсолютный. Важно и другое: доступна ли для него основная идея произведения, т.е. то, во имя чего оно создавалось.

Итак, недоступным произведение можно считать лишь тогда, когда ребёнку невозможно объяснить его главный смысл.

Так же необходимо предупредить родителей о том, что в последние годы в детской литературе стали часто встречаться грубые, вульгарные произведения.

Произведения подобного рода дают детям ложные представления: такова жизнь, так живут, а следовательно, так и надобно жить на белом свете. Литература — всегда обобщение, особенно для ребёнка, поскольку он не имеет жизненного опыта.

В современном искусстве для детей много произведений, которые нацелены против нравственных основ жизни. Поэтому покупая очередную книгу, обязательно прочтите пару страниц из нее. Это позволит избежать покупки, которая будет неинтересна ребёнку или может нанести ему вред.

Источник: www.mdk-arbat.ru