Как родители могут сделать детей более счастливыми и улучшить их память и речь?

Большинство родителей читают своим детям вслух, это рекомендуют педиатры, педагоги, психологи и просто добрые люди. Считается, что чтение книг ребенку — это тот минимум, который родители могут дать, чтобы он вырос успешным человеком. Потому что чтение развивает мышление, эмпатию, словарный запас, кругозор и многое другое.

Но большинство читающих вслух родителей делают это не для развития речевых навыков и расширения кругозора, а чтобы ребенок, например, побыстрее уснул, или чтобы записать это в читательский дневник для отчетности в школу. Никто за это их не осуждает, ведь ситуации бывают разные. Надо, например, успокоить ребенка с СДВГ, помочь уснуть беспокойному малышу после стресса и так далее, и тогда монотонное невыразительно чтение оправданно. Но чтобы у ребенка остался яркий след в душе от прочитанной книги, чтобы глаза его не смыкались до последней строчки, а в душе прорастали философские мысли, то нельзя читать книгу безучастным голосом.

Нейробиологи говорят, что каждый вечер родители теряют невероятный шанс развить в ребенке эмпатию, а также проработать правильные поведенческие сценарии, используя для этого конфликтные ситуации из книг. Они советуют попробовать при чтении остановиться на самом интересном месте, где герою предстоит сделать выбор или принять решение, и спросить у ребенка: «А как бы поступил ты?». Рефлексия — мощный инструмент для глубокого обучения и самопознания. Кроме того, ребенок уже не забудет книгу, в пространство которой был вовлечен таким образом, встал на место героя, попытался понять его чувства и мотивы.

Исследования показывают, что вовлеченность ребенка во время чтения напрямую влияет на понимание и запоминание сюжета. Чтобы вызвать у него эмоции к героям, понимание и сопереживание, нужно не стесняться проявлять мимику, свойственную персонажу; делать драматические паузы, вскрикивать, всплакивать, выражать всю палитру эмоций в зависимости от диалога и обстоятельств, представив себя на месте главного героя; захочется плакать — плачьте. Кроме того, периодически отвлекайтесь от повествования, чтобы продолжить жить им в реальном моменте. Восклицайте: «Ну как же так! Почему он это сделал? Зачем же он туда пошел? Бедный мальчик, почему же ему так не везет! Что же сейчас будет?…». Вовлекайте ребенка в обсуждение моментов «что же сейчас будет?», пусть он делает предположения. Активное слушание в отличие от пассивного заставляет мозг работать: активизируется синоптическая пластичность, которая усиливает связь нейронов. Это основной механизм, который заставляет работать память, способствует обучению и развитию эмпатии.

В последнее время очень много стали говорить об эмпатии, об эмоциональном интеллекте, и это действительно важно для детей. В долгосрочной перспективе развитая эмпатия дает человеку много «плюшек» от жизни: эмпатичные люди более удовлетворены жизнью, более счастливы, у них лучше складываются отношения в семье и на работе, среди эмпатов меньший процент разводов, — отмечается в журнале «Привет, родитель!». Ради этого, пожалуй, стоит посвятить чтению вслух чуть больше времени по вечерам и научиться делать это более «профессионально».

 

Источник: ИА «Север — Пресс»