В декабре прошлого года в формате семейного театра прошёл благотворительный спектакль «Крокодил», который покажут повторно в канун предстоящих новогодних праздников, а весной зрители увидят на сцене «Сказку о царе Салтане» Пушкина.
Идейным вдохновителем стало региональное отделение общественной организации «Союз женщин России» – четыре года подряд оно выигрывает президентские гранты на социально значимые проекты, среди которых интернет-журнал «Семья Ямала» и «Школа семейного чтения и театра». На вопрос, почему именно эта ниша, отвечают: семейный театр – особенный жанр, в котором семья может реализоваться творчески. Гастроли маститых артистов не могут восполнить этот пробел.
КОГДА ПУШКИН БЫЛ АКТЁРОМ
В царской Руси каждая знатная семья имела свой театр. Актёрами в нём были подневольные крепостные крестьяне. Одной из самых популярных к концу 18-го века была труппа графа Шереметева. Он не жалел времени и средств на расширение репертуара и покупку новых нарядов. Задолго до отмены крепостного права некоторые его актёры получили вольные. А сам Николай Петрович женился на своей бывшей крепостной актрисе Прасковье Ивановой, известной под псевдонимом Жемчугова.
Домашние спектакли были одним из самых любимых развлечений и у аристократов 19-го века. Мало того, на театральных подмостках блистали поэты и писатели. Александр Пушкин, например, играл не только в кругу семьи, но и у своих друзей. Он часто бывал в усадьбе Приютино в гостях у президента Петербургской академии художеств Алексея Оленина, отца той самой Анны, которой поэт посвятил стихи «Я вас любил…».
ПОДАЁМСЯ В ТЕАТРАЛЫ
Момент, когда театр смог охватить и объединить родителей и их детей, настал в начале 90-х в Санкт-Петербурге. Сегодня там работает «Театр поколений» имени Зиновия Корогодского. А в Москве с 2008 года проходит фестиваль семейных театров.
– Так что новизны в нашей идее нет, – говорит режиссёр Сергей Завальный. Именно он ставит спектакли в рамках проекта «Школа семейного чтения и театра».
По словам Сергея Витальевича, возродить семейные спектакли необходимо.
– Это некий спасательный круг, негласный договор между родителями и детьми, когда мамы и папы не синхронизируют ребёнка с собой: будь таким, как я, отец или дед, а будь собой. Это диалог, межпоколенческая связь, – утверждает режиссёр. – Нечто уникальное мы ощутили, когда играли в «Крокодиле». Несколько месяцев репетиций, тяжёлого упорного труда. Зато какая царила атмосфера. И ведь людям абсолютно из разных географических мест постсоветского пространства вместе с детьми почему-то захотелось оказаться в этом пространстве, пропитаться энергетикой закулисья.
Успех вдохновил режиссёра и авторов проекта продолжать в том же духе.
– Мы долго искали материал и «замахнулись» на «Сказку о царе Салтане». Хотим затронуть социально-психологические проблемы. Наша задача – не разжевать, не разложить по полочкам, а отдать зрителям то, что мы сами освоим и чувствами, и умом. Донести!
Репетиции спектакля планируют проводить на базе Детской школы искусств. «Крокодила» в своё время репетировали в Центре детского творчества «Надежда», а костюмы предоставил Окружной центр национальных культур.
– Нам всегда идут навстречу, – отмечает Сергей Завальный. – То же и с театральной мастерской. Занятия будем проводить в школе искусств и в Обдорской гимназии – родители и педагоги обратились с просьбой задействовать ребятишек в творчестве. Это будет дополнительный ресурс для нашей волонтёрской труппы. Мы попытаемся с помощью спектаклей обратить внимание на разные проблемы, в том числе межкоммуникативные. Не просто играть и иллюстрировать, а рассказывать о том, что нас волнует. Попытаемся выбирать такой же добротный материал, как сказки Корнея Ивановича Чуковского и Александра Сергеевича Пушкина. Планы грандиозные.
КОММЕНТАРИИ
Ольга Беседина, председатель регионального отделения «Союз женщин России»:
– Сергей Завальный творит чудеса. Люди, которые участвовали в опере-фарсе «Крокодил», были непрофессиональными актёрами. То, что произошло с ними за три месяца работы, как они преобразились, – не рассказать словами. Каждый открыл в себе не только театральные способности, но и талант видеть и слышать других людей.
Семейный театр – особая форма работы с маленькими зрителями, где дети вместе с взрослыми сначала читают произведение, осознают его, а потом воплощают в сценических образах. Все члены семьи, вовлечённые в творческий процесс, становятся ближе друг к другу.
Приглашаем всех ямальцев к сотрудничеству и сотворчеству.
Александр Калягин, народный артист РСФСР (из интервью для фестиваля семейных театров):
– В пятилетнем возрасте я требовал, чтобы у меня был домашний театр. Мама нашла столяра, и тот сделал мне макет-игрушку. Я сам повесил кулисы. Моими первыми зрителями стали дети из нашей коммунальной квартиры. Сказки придумывались на ходу, в ход шло всё, что было под рукой: мамины бусы превращались в ящериц и змей, пудреница – во дворец. Но дело даже не в этом. Театр – это такая потрясающая зараза, такая потрясающая инфекция, что люди, которые однажды вошли в его мир, уже никогда не позволят себе сделать что-то плохое, неприемлемое, выходящее за грани дозволенного.
Сегодня мы теряем детей в компьютерах, в интернете, в играх. Теряем их души. А театр поможет найти с ними общий язык.
Ольга Калугина, психолог Центра здоровья ГБУЗ «СОКБ»:
– Создать семейный театр – идея блестящая. Думаю, что многие с удовольствием примут участие в его работе. Не только в плане сплочения близких людей и возможности привить ребёнку любовь к театру. Это ещё и творчество, где нет возрастных преград, где дети и родители на равных, говорят на одном языке. Это такой мощный инструмент, с помощью которого можно рассказать о добре и зле, счастье и горе, любви и разлуке.
Театральное искусство близко и понятно детям, потому что в основе лежит игра. В неё с удовольствием вступают не только малыши, но и подростки. А ведь именно возраст тинейджеров называют трудным – они отдаляются и теряют контакт с родителями. Семейный театр – хорошая возможность этого избежать.
Елена Кузнецова, фото: Марина Лонгортова, Александр Бейфус
Источник: https://северноеиздательство.рф