Что делать, если ребёнок не любит читать?

Сегодня слишком многие родители, (особенно те, кто в детстве с удовольствием погружался в неповторимый по разнообразию мир писательской фантазии), с тревогой обсуждают своих детей. Существует, увы, грустная закономерность: если родитель сам не радуется книге, не стремится всякую свободную минуту погрузиться в восхитительную вербальную реальность, он вряд ли сможет научить этой радости своего ребёнка… В то же время малыш, который ощущает, что жизнь его родителей немыслима без книг, принимает эту установку как данность.

А иногда бывает и так. Родители – книголюбы со стажем, дома – полно книг, а ребёнок читать не хочет и ни на какие уговоры не поддаётся. Тогда, возможно, причину стоит искать глубже. Чтение – сложнейший процесс, в котором задействованы оба полушария головного мозга, поэтому, если одна из зон работает не в полную силу, весь процесс теряет смысл. Как правило, такие дети плохо пишут, путают буквы, с трудом составляют предложения, не могут выбрать верное окончание в словосочетании. Поэтому и процесс чтения сильно затрудняется, от ребёнка ускользает смысл читаемого, потому что он не в состоянии уяснить смысл каждого конкретного слова. Чтение из наслаждения превращается в жуткое наказание.

Если ребёнок мало играл в раннем детстве, значит, его фантазия не развита в достаточной степени. А хорошее воображение – необходимое условие успешного и заинтересованного чтения. Причём это вещи, не просто взаимосвязанные, но и взаимовлияющие.

Нередко дети равнодушны к «большой» литературе, но зато читают журналы, разнообразные энциклопедии, комиксы по мотивам любимых фильмов. Все это тоже чтение, и его надо уважать. Чтение – не просто удовольствие, но, прежде всего, свобода. Свобода выбирать, что читать – самому, без учителей, без родителей. Чтение – это вообще личное дело, потому что в нем мы ищем и в значительной мере отражаем себя.

11 советов, чтобы превратить чтение в удовольствие:

1. Начинайте читать малышу, когда он ещё не умеет разговаривать. А когда он станет читать сам, сохраняйте ритуал «чтения после обеда» или «на ночь». Читайте с ребёнком вслух, по ролям, по очереди – к взаимному удовольствию.

2. Воспользуйтесь психологическим принципом «неоконченного действия»: читая вслух, остановитесь на самом интересном месте (ах, прости, я должен (должна) уйти, мы остановились вот тут) и оставьте ребёнка наедине с книгой… а через некоторое время спросите: ну, расскажи, что там было дальше, мне это очень интересно!

3. Читайте сами «про себя» у него на глазах. Он должен видеть, что вам это нравится. Иногда именно так возникает желание тоже познать это удовольствие.

4. Смиритесь с тем, что он будет читать книги одной серии или комиксы. Это тоже чтение! Предложите ему попробовать самому сочинить истории в картинках.

5. Подпишите его на какой-нибудь журнал: футбол, конный спорт – что ему больше по душе. Журнал выглядит менее внушительно, чем книга.

6. Спросите у его друзей, что они читают. Наступает возраст, когда мнение приятелей значит больше, чем советы родителей.

7. Попробуйте разные жанры: юмор, детективы, фантастику, сентиментальные истории.. Может быть, он просто ещё не нашёл то, что ему по вкусу.

8. Устройте небольшую библиотечку прямо в его комнате или отведите место в общем книжном шкафу.

9. Ходите вместе в книжный магазин — тогда, когда там не очень много людей. Если ребёнок выберет книгу, которая вас почему-либо не устроит, идите на компромисс: мы купим ее, и ты сам будешь читать, а вместе почитаем то, что нравится и мне.

10. Никогда не заставляйте дочитывать книгу, над которой он скучает. Не задавайте вопросы для контроля: как ты понял? Чем тебе понравилось? Формулируя свои читательские впечатления, дети обедняют их, превращают в схемы.

11. Обсуждая с ребёнком его школьные дела, всегда можно найти какую-то параллель в литературе: «Слушай, это прям как у Чехова», «Помнишь, как у Кассиля Оська вышел из подобной ситуации?». Ребенок привыкнет искать ответы на свои вопросы у писателей и будет чаще общаться с книгами.

Источник: www.mdk-arbat.ru