Причины непонимания

Полное взаимное отчуждение и враждебность между детьми и родителями.

Можно выделить несколько наиболее часто встречающихся причин этой трагедии.

  1. Педагогическая несостоятельность родителей. Воспитание детей принадлежит к самым трудным сферам человеческой дея­тельности. А значительное большинство родителей приступает к этому архисложному и архиответственному делу, не имея о нем сколько-нибудь сложившихся представлений. Но поскольку роди­тели сами воспитывались в семье, в детском саду, в школе, у них воз­никают иллюзии осведомленности. Об этом парадоксе К. Д. Ушинский писал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иногда даже делом легким — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически».

И если родители не отдают себе отчет  в этом, если не занимаются вдумчивым самообразованием, они могут оказаться перед грозной стихией беспомощности и страданий. А в конце жизни – одинокой заброшенной старостью. Такие родители «упускают» детей. Дети уходят в мир других отношений, в другую среду общения. Бывает, что в среду преступную.

  1. Другая причина — жестокие, варварские методы «воспита­ния», в результате которых дети начинают бояться, ненавидеть, презирать родителей и любыми путями «спасаются» от них. Тут уже на смену (если когда-то и существовавшему) общению приходит пол­ное отчуждение, вражда.

«Когда я садился за уроки, отец ругал меня тупицей и бил чем попало».

«Отец бил меня за каждый проступок ремнем и шлангом. Я ухо­дил в подвал к товарищам. В 4-ом классе начал пить и курить. Играл в карты — задолжал, стащил у отца деньги и сбежал».

Это дети из «благополучных» семей, где есть отец, мать — здоровые, работающие, непьющие. Заметим, что во всех этих исповедях несо­вершеннолетних правонарушителей, присутствуют физические наказания — эти дикости извращенного родительского мышления.

3. Следующая причина парадоксально противоположна только что обозначенной. Сотворение в семье кумира — обычно единственно­го ребенка. Задобренного, зацелованного, заласканного. Капризного и плаксивого. А в результате — эгоцентричного и бессовестно-равно­душного. По определению П. Ф. Лесгафта — «мягко-забитый тип».