Скажите, пожалуйста, отличается ли развитие недоношенного ребёнка, рождённого раньше положенного срока, от развития ребенка, родившегося в срок?

Не всегда ребенок дожидается положенного срока и слишком торопится появиться на свет. Недоношенные дети нуждаются в специальных условиях выхаживания, что нередко приводит к длительной послеродовой разлуке матери и ребенка. Они принадлежат к категории риска не только в медицинском смысле. Поведение недоношенных детей в первые месяцы характеризуется так называемым синдромом «дефицитарности ключевых сигналов»: дети избегают зрительного и эмоционального контакта; напрягаются и отстраняются при взятии на руки; они начинают улыбаться в более поздние сроки, причем улыбки обычно стертые, невыраженные; инициатива в контакте со взрослым отсутствует, а ответная реакция очень слаба; в первом полугодии жизни наблюдается доминирование отрицательных эмоций, быстрая истощаемость и высокая утомляемость ребенка при взаимодействии со взрослым, запаздывание в появлении и бедность вокализаций. Такая «особенность» преждевременно рожденных детей увеличивает вероятность дисгармоничного материнского отношения, условно принимающего или даже отвергающего.
В норме в ответ на опережающую инициативу близких ребенок уже в конце первого — начале второго месяца жизни начинает реагировать зрительным сосредоточением на лице и глазах взрослого и так называемой «социальной улыбкой». Эмоциональное оживление, двигательное устремление к взрослому, вокализации, смех — все эти признаки детского поведения дают родителям и другим близким ощущение разделенности чувств, симпатии, укрепляют взаимную привязанность.