Развитие семейного чтения

До недавнего времени мы считались самой читающей нацией в мире. В нашей культуре на первом месте была духовность, что проявлялось в народном творчестве, в литературе. С раннего детства литература была не столько источником информации, сколько способом воспитания сердца и души. Сопереживая литературным героям, анализируя их поступки, мы развивали свой духовный мир, воспитывали нравственные начала. Литература была неотъемлемой частью жизни.
Одним из важных и наиболее необходимых видов совместной деятельности родителей и детей является семейное чтение. Оно имеет важное, благотворное значение в семейном воспитании. Ведь именно в семье ребёнок получает азы знаний об окружающем мире, представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям, а совместное чтение – это составляющая семейного воспитания. Потому, что именно родители читают ребенку его первые книжки, рассматривают вместе с ними иллюстрации, переживают его радость узнавания и удивления, его счастье и горе, связанные с приключениями и судьбами первых любимых литературных героев. Дети охотно слушают и читают произведения А. Пушкина, К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, В. Драгунского и других известных поэтов и писателей.

К сожалению, с взрослением ребёнка совместное чтение и обсуждение книг в семье становится редким явлением. Родители читают одни книги, дети другие и, как правило, только те, что задали в школе. Читают для родителей, для учителя, но не для себя. Такое чтение из-под палки не приносит радости ребенку. Оно не затрагивает чувств, а значит, не развивает воображение, фантазию. Проблема падения интереса к чтению глубоко волнует всех.

Эта тема актуальна и на Ямале. Знакомство с произведениями авторов из числа коренных малочисленных народов Ямала (Прокопий Салтыков, Леонид Лапцуй, Сергей Ириков, Елена Салиндер, Надежда Лонгортова) позволяет детям открыть для себя своеобразный мир Севера. Обращение к мифу, фольклору, сказке является одной из характернейших черт литературы Ямальских писателей: Юрия Афанасьева, Романа Ругина, Полины Турутиной, Юрия Вэлла. Феномен литературы Севера в сложном переплетении прошлого и настоящего: природа и цивилизация, древние идолы и христианские святые, историческая память и мировая культура. В творчестве литераторов Ямала сплетены древние предания, содержащие архетипы народного сознания, с мировосприятием и мироощущением народа, оказавшегося в специфических исторических, климатических, географических и культурных условиях. В этой ситуации невозможно переоценить роль совместного, семейного осмысления сложного и порой противоречивого мира коренных народов, представленного в литературе северных писателей. Несмотря порой на сказочный компонент, такие произведения, интересны и поучительны, но сложны для детского восприятия.

Они требуют неторопливого чтения, долгого обдумывания. Предварительные познания, семейное чтение, анализ прочитанного помогают детям понять героев, которые в мир социальный приходят жить прямо из природы.

Семейное чтение, предполагающее последовательное обсуждение частей произведения и понимание его в целом, сделанные выводы, даже споры, способствуют постижению индивидуальности пера автора, его интеллектуальной силы, красоты и насыщенности живого слова.
В нашем образовательном учреждении реализуется проект «Вытерко», сохраняющий и развивающий духовные и культурные ценности народов Ямальского Севера и способствующий воспитанию подрастающего поколения на фольклоре и этносе данной местности.

В рамках проекта иллюстрируются ненецкие сказки, готовятся книжки – малышки, «Русско-ненецкие разговорники» по основным лексическим темам. А совместная работа детей и взрослых (педагогов, родителей) позволяет создавать иллюстрированные творческими работами детей сборники мифов и легенд коренных народов Ямала. Волшебная сила такого творчества предоставляет ребёнку возможность почувствовать себя в самых разнообразных образах и вместе с литературными героями переживать их жизненные коллизии, радоваться, огорчаться.

За период реализации проекта изготовлено 10 книжек-малышек, нарисовано 15 сказок, разработано 5 русско-ненецких разговорников и 2 учебно-методических пособия – познавательно-развивающая игра «Сложи орнамент».
Мы приглашаем всех желающих присоединиться к проекту.