РАБОТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ и КОРРЕКЦИИ ДИЗОРФОГРАФИИ.

С каждым годом в начальной школе увеличивается количество учащихся, испытывающих значительные трудности в овладении грамотным письмом.

Особая категория стойких, специфических нарушений письма, проявляющихся в неспособности освоить орфографические навыки, несмотря на знания соответствующих правил  детьми с сохранным интеллектом и устной речью правомерно называть дизорфографией.

 Дети не замечают самих орфограмм, то есть тех звуков, которые звучат при произношении неопределенно, не так, как их нужно обозначать буквами. Например, мы говорим карова, а пишем корова, произносим вада, а пишем вода, говорим пирок, а пишем пирог. Ребенок с дизорфографией не чувствует ритмическую структуру слова, не замечает, например, наличия безударных гласных.

Виды
дизорфографии

По степени выраженности дизорфографии:

Тяжелая – низкий  уровень выполнения заданий и уровень ниже среднего.

Средняя – в  основном, большинство заданий выполняются на среднем уровне.

 Легкая – выполняется  более половины упражнений на уровне выше среднего и лишь отдельные — на среднем и высоком уровнях.

По  характеру   проявления:

Морфологическая дизорфография, сопровождающаяся большим количеством орфографических ошибок, проявляющихся в самостоятельном письме (сочинения, изложения и др.).

Синтаксическая дизорфография – стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т.е. пунктуацией.

Смешанная дизорфография, которая включает в себя сочетание орфографических и пунктуационных ошибок.

 

Для детей с дизорфографией основную трудность вызывает решение орфографической задачи:

трудно увидеть «опасное место» в слове,

сложно подобрать проверочное слово,

    хорошо выучив правило,   ребёнок не может применить   его на письме.

ОТЛИЧИЯ  причин возникновения дисграфии и дизорфографии:

При дисграфии на письме наблюдаются специфические ошибки, обусловленные недоразвитием сторон речи .Неполноценность фонематического анализа приводит к дисграфии.

При дизорфографии на письме наблюдаются ошибки, обусловленные трудностями навыка морфологического анализа, то есть  ребенок с трудом ориентируется в морфологической структуре слова, определении  частей слова (корня, суффикса,   приставки ), в подборе проверочных слов.

От дизорфографии следует отличать случаи, когда ребенок не выучил правил, запустил программный материал. В таких ситуациях оказывается достаточной помощь репетитора.

Дизорфографический  дефект связан с несформированностью у школьников:
базовых компонентов грамотности,

уровнем развития речи,

 «языковым чутьем»;

Владением  произвольными действиями с языковыми единицами;

Компонентами  словесно-логического мышления

речеслуховой памятью;

процессами    внимания, памяти; мыслительные операции.

При дизорфографии отмечается недостаточный уровень речевых функций:

v  ограниченный объем и недостаточность актуализации словаря,

v  низкая познавательная активность к языковому оформлению речи,

v  трудности в  сравнении звуковых  единиц речи,

v  несформированность  дифференцировки  лексического и грамматического  значения,

v  низкий уровень усвоения грамматических закономерностей.

v   несформированность морфологических обобщений,

v  недостаточная сформированность  навыков оперирования грамматическими категориями (род, склонение, спряжение и др.),

v  нарушение языкового анализа и синтеза (фонематический, слоговой, анализ предложения на слова).

v   трудности при определении ударного слога и ударного гласного в слове.

Зачастую  дизорфография возникает у детей, имеющих в анамнезе:

— общее недоразвитие речи (ОНР);
-фонетическое недоразвитие речи (ФНР) и фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР);
— дисграфию и дислексию ;
-различную неврологическую симптоматику( минимальную мозговую дисфункцию — (ММД), энцефалопатию;
— пренатальную и постнатальную патологию.

У большинства учащихся, имеющих данное нарушение отмечается:

*  снижение слухоречевой памяти;
* нарушение буквенного гнозиса;
* нарушение динамического праксиса руки;
* затруднено восприятие ритмической структуры слова;
* нечеткая дикция, плохая артикуляция;
* нарушение лексико-грамматического строя речи.

 Коррекционная работа при дизорфографиях  базируется на  ключевых принципах:

формирование полноценных морфологических представлений и навыков морфологического анализа;

отработка алгоритмов решения орфографических задач сначала на легком речевом материале:

— вставка букв,

— выделение орфограмм,

— письмо под орфографическую диктовку,

—  выбор верного варианта написания;

при формировании орфографических навыков использование не только метода сознательного применения правил, но и альтернативных приёмов усвоения навыка правописания.

—          списывание слов с орфограммами с образцов письменного текста (упрочение зрительного образа слова),

—          использование приёма «орфографическое чтение», ассоциативное запоминание слов.

использование различных приёмов, которые применяются при работе с дисграфиями.

Дети с дизорфографией принадлежат к той категории учащихся, которые особенно нуждаются в логопедической помощи.

Без такой помощи они не только испытывают затруднения в процессе обучения, но и зачастую оказываются в числе неуспевающих по всем предметам.

Своевременная и систематическая помощь позволяет преодолеть данное нарушение и в определенной мере предотвратить обусловленные ими отрицательные последствия.

Быстрее и легче удается помочь ребенку, если еще до начала обучения в школе удалось выявить признаки риска и провести профилактическую, предупредительную работу с логопедом.

 Коррекция дизорфографии наиболее успешно при более раннем  её начале, которая проводится как профилактика.

Первичная профилактика

1. Диагностика речевого развития у детей.

2. Коррекция  нарушения речевого развития у детей.

Особое внимание уделить таким факторам:

 позднее проявление первых слов после 1 года 3 месяцев,

 фраз после 3 лет;

наличие церебральной патологии;

билингвизм в семье;

социальная и педагогическая запущенность.

Вторичная профилактика

выявление группы риска

с поздним и аномальным развитием речи,

с задержкой психического развития,

 выраженной незрелостью изобразительных способностей.

С детьми, имеющими повышенный риск возникновения дисграфии, проводится  коррекционная работа

 В работе  используются:

логопедические методы, которые применяются при работе  при коррекции   дисграфии и дислексии

 психотерапевтические

   -направление детей к специалистам-неврологам

клинические методы реабилитации

-постановка на учет у невропатолога

психологическая коррекция

  — взаимосвязь с психологом

 

Во время коррекционной работы предлагаются :

упражнения по развитию мышления и воображения;

игры, направленные на коррекцию внимания, памяти,

игры, направленные на коррекцию  фонематического слуха;

упражнения, способствующие формированию полноценных речевых навыков: объяснение правильно написанных слов, их запись;

восстановление пропущенных букв;

поиск слов на изучаемое правило;

самостоятельный поиск орфографических ошибок;

запись под диктовку.

С помощью специальных упражнений  вырабатывается чуткость к ударности/безударности, формируется умение выделять

корень, приставку, суффикс, подбирать однокоренные слова.

Тогда ребенок не только будет знать правила, но и начнет

успешно пользоваться ими.

Цель профилактики:
Обучение грамотному письму посредствам самостоятельного определения на письме орфограмм и решения необходимых для этого орфографических задач.

Совершенствовать умение обучающихся овладеть морфологическим анализом слов.

Вырабатывать алгоритм выбора необходимого проверочного слова по формально грамматическим пунктам.

Отрабатывать умения обучающихся оформлять устные и письменные высказывания по законам и с применением синтаксических правил.

.