С каждым годом в начальной школе увеличивается количество учащихся, испытывающих значительные трудности в овладении грамотным письмом.
Особая категория стойких, специфических нарушений письма, проявляющихся в неспособности освоить орфографические навыки, несмотря на знания соответствующих правил детьми с сохранным интеллектом и устной речью правомерно называть дизорфографией.
Дети не замечают самих орфограмм, то есть тех звуков, которые звучат при произношении неопределенно, не так, как их нужно обозначать буквами. Например, мы говорим карова, а пишем корова, произносим вада, а пишем вода, говорим пирок, а пишем пирог. Ребенок с дизорфографией не чувствует ритмическую структуру слова, не замечает, например, наличия безударных гласных.
Виды
дизорфографии
По степени выраженности дизорфографии:
Тяжелая – низкий уровень выполнения заданий и уровень ниже среднего.
Средняя – в основном, большинство заданий выполняются на среднем уровне.
Легкая – выполняется более половины упражнений на уровне выше среднего и лишь отдельные — на среднем и высоком уровнях.
По характеру проявления:
Морфологическая дизорфография, сопровождающаяся большим количеством орфографических ошибок, проявляющихся в самостоятельном письме (сочинения, изложения и др.).
Синтаксическая дизорфография – стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т.е. пунктуацией.
Смешанная дизорфография, которая включает в себя сочетание орфографических и пунктуационных ошибок.
Для детей с дизорфографией основную трудность вызывает решение орфографической задачи:
трудно увидеть «опасное место» в слове,
сложно подобрать проверочное слово,
хорошо выучив правило, ребёнок не может применить его на письме.
ОТЛИЧИЯ причин возникновения дисграфии и дизорфографии:
При дисграфии на письме наблюдаются специфические ошибки, обусловленные недоразвитием сторон речи .Неполноценность фонематического анализа приводит к дисграфии.
При дизорфографии на письме наблюдаются ошибки, обусловленные трудностями навыка морфологического анализа, то есть ребенок с трудом ориентируется в морфологической структуре слова, определении частей слова (корня, суффикса, приставки ), в подборе проверочных слов.
От дизорфографии следует отличать случаи, когда ребенок не выучил правил, запустил программный материал. В таких ситуациях оказывается достаточной помощь репетитора.
Дизорфографический дефект связан с несформированностью у школьников:
базовых компонентов грамотности,
уровнем развития речи,
«языковым чутьем»;
Владением произвольными действиями с языковыми единицами;
Компонентами словесно-логического мышления
речеслуховой памятью;
процессами внимания, памяти; мыслительные операции.
При дизорфографии отмечается недостаточный уровень речевых функций:
v ограниченный объем и недостаточность актуализации словаря,
v низкая познавательная активность к языковому оформлению речи,
v трудности в сравнении звуковых единиц речи,
v несформированность дифференцировки лексического и грамматического значения,
v низкий уровень усвоения грамматических закономерностей.
v несформированность морфологических обобщений,
v недостаточная сформированность навыков оперирования грамматическими категориями (род, склонение, спряжение и др.),
v нарушение языкового анализа и синтеза (фонематический, слоговой, анализ предложения на слова).
v трудности при определении ударного слога и ударного гласного в слове.
Зачастую дизорфография возникает у детей, имеющих в анамнезе:
— общее недоразвитие речи (ОНР);
-фонетическое недоразвитие речи (ФНР) и фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР);
— дисграфию и дислексию ;
-различную неврологическую симптоматику( минимальную мозговую дисфункцию — (ММД), энцефалопатию;
— пренатальную и постнатальную патологию.
У большинства учащихся, имеющих данное нарушение отмечается:
* снижение слухоречевой памяти;
* нарушение буквенного гнозиса;
* нарушение динамического праксиса руки;
* затруднено восприятие ритмической структуры слова;
* нечеткая дикция, плохая артикуляция;
* нарушение лексико-грамматического строя речи.
Коррекционная работа при дизорфографиях базируется на ключевых принципах:
формирование полноценных морфологических представлений и навыков морфологического анализа;
отработка алгоритмов решения орфографических задач сначала на легком речевом материале:
— вставка букв,
— выделение орфограмм,
— письмо под орфографическую диктовку,
— выбор верного варианта написания;
при формировании орфографических навыков использование не только метода сознательного применения правил, но и альтернативных приёмов усвоения навыка правописания.
— списывание слов с орфограммами с образцов письменного текста (упрочение зрительного образа слова),
— использование приёма «орфографическое чтение», ассоциативное запоминание слов.
использование различных приёмов, которые применяются при работе с дисграфиями.
Дети с дизорфографией принадлежат к той категории учащихся, которые особенно нуждаются в логопедической помощи.
Без такой помощи они не только испытывают затруднения в процессе обучения, но и зачастую оказываются в числе неуспевающих по всем предметам.
Своевременная и систематическая помощь позволяет преодолеть данное нарушение и в определенной мере предотвратить обусловленные ими отрицательные последствия.
Быстрее и легче удается помочь ребенку, если еще до начала обучения в школе удалось выявить признаки риска и провести профилактическую, предупредительную работу с логопедом.
Коррекция дизорфографии наиболее успешно при более раннем её начале, которая проводится как профилактика.
Первичная профилактика
1. Диагностика речевого развития у детей.
2. Коррекция нарушения речевого развития у детей.
Особое внимание уделить таким факторам:
позднее проявление первых слов после 1 года 3 месяцев,
фраз после 3 лет;
наличие церебральной патологии;
билингвизм в семье;
социальная и педагогическая запущенность.
Вторичная профилактика
выявление группы риска
с поздним и аномальным развитием речи,
с задержкой психического развития,
выраженной незрелостью изобразительных способностей.
С детьми, имеющими повышенный риск возникновения дисграфии, проводится коррекционная работа
В работе используются:
логопедические методы, которые применяются при работе при коррекции дисграфии и дислексии
психотерапевтические
-направление детей к специалистам-неврологам
клинические методы реабилитации
-постановка на учет у невропатолога
психологическая коррекция
— взаимосвязь с психологом
Во время коррекционной работы предлагаются :
упражнения по развитию мышления и воображения;
игры, направленные на коррекцию внимания, памяти,
игры, направленные на коррекцию фонематического слуха;
упражнения, способствующие формированию полноценных речевых навыков: объяснение правильно написанных слов, их запись;
восстановление пропущенных букв;
поиск слов на изучаемое правило;
самостоятельный поиск орфографических ошибок;
запись под диктовку.
С помощью специальных упражнений вырабатывается чуткость к ударности/безударности, формируется умение выделять
корень, приставку, суффикс, подбирать однокоренные слова.
Тогда ребенок не только будет знать правила, но и начнет
успешно пользоваться ими.
Цель профилактики:
Обучение грамотному письму посредствам самостоятельного определения на письме орфограмм и решения необходимых для этого орфографических задач.
Совершенствовать умение обучающихся овладеть морфологическим анализом слов.
Вырабатывать алгоритм выбора необходимого проверочного слова по формально грамматическим пунктам.
Отрабатывать умения обучающихся оформлять устные и письменные высказывания по законам и с применением синтаксических правил.